Традиции и новаторство хорового наследия М.В. Лысенко
Проанализированы традиции и новаторство хорового наследия великого композитора второй половины XIX - по-чат-ку ХХ веков М.В. Лысенко, активно повлияли на развитие художественного, профессионального искусства в Украине.
М.В. Лысенко - великий композитор второй половины XIX - начала ХХ веков. Йо-хо творчество становится не только отражением собственного таланта, пути самовдос-ко-на-ле-ния, но и объективно необходимым этапом развития украинской классической музыки, который является показателем культуры, обуславливает интерес к ней науки.
Жизнь и творчество Н.В. Лысенко исследуют Л. Архимович, Т. Булат, С. Василенко, М. Гордейчук, А. Лысенко, И. Ямпольский и другие. В 1991 г. (Львов), 2002 г. (Киев), 2003 г. (Киев) состоялись теоретические конференции, посвященные одному из выдающихся деятелей ук-раинской культуры, общественно-политической выразителем национальной идеи, по признаку ев-ро- Европейского романтизма - М.В. Лысенко.
Свои исследования о его творчестве представили украинские музыковеды и ис-нав-ке: Т. Гусарчук, Б. Деменко, Л. Пархоменко, Я. Пилипчук, Г. Степанченко, О. Фрайт, И. Ги рич, В. Игра-бовський, И. Дзюба, М. Загайкевич, Т. Киреева, А. Козаренко, Р. Ско-руль-сь-ка, А. Та-ран-ченко и много других ученых.
Однако творчество М.В. Лысенко с точки зрения проблемы человека в украинском искусств, исторического взаимодействия человека и искусства, проблемы возникновения обра-зо-твор-чей деятельности человека через этнографию, этнологию недостаточно освещена. Поэтому ме-и данной работы - проанализировать особенности музыкального языка М.В. Лысенко в обработках народных песен, понять его стремление в историко-культурном контексте через ук-ра-инских песню, которая живет среди народа, среди профессионалов-музыкантов и стала для всех колыбелью любви к искусству и жизни. Для М.В. Лысенко народная песня - это исто-рич-ный памятник украинской культуры, духовности украинского народа. Он обращается к В.И. Шухевича с просьбой собрать в Галичине исторические, кобзарские, хороводные песни для концертов украинской музыки в Нью-Йорке в Америке: «Волна такая есть важ-на, когда нашу народность висвидчатимуть аж за океаном при всеобщей сборнике»; со своим другом А.А. Русовым Лысенко выезжает в славянских государств, где собирает народные пис-нет, местные обработки народных обычаев: вечеринки, свадьбы, гуся, венчания, другие народные об-ря-ды, которые передаются из поколения в поколение; конце 1893 г. выходит 5 -й сбор-ник с 40 на-род-ных песен, 5-й сборник из 10 хоровых народных песен; в 1896 г. ком-по-зи-тор пишет в Д.И. Еварницкого: «... меня особенно интересуют исторические и обрядовые пис-нет, которыми я сейчас занимаюсь и собираю повсюду со всей Украины, чтобы выдать возможно пов-ный сборник этих драгоценных перл древней дохристианской творчества»; обра-тает-ся к Ф.М. Колесси: «... щедривки, колядки, веснянки и др.., - Все это обрядовые пис-нет ... как гимн первоначального человека к силам великолепной природы ... таким мировоззрением и надо во-ди-ся, рассматривая наши прадавнии мелодии, и гармонизировать их диатонических интерьера -ва-ламы. Хроматизация в голосах изменяет их пол до неузнаваемости ... портит, калечит их »; в 1908 году издаются« Сборники народных хоровых песен для детей младшего и сред-нем-го века в народных школах », где наряду с обрядовыми песнями (веснушками, щедривками, ко -лядкамы, играми) были поэтические материалы в музыкальных дуэтов, сольных, оптовых спи-вел Леси Украинский, Б. Гринченко, М. Ко-цюбинського. Главной целью в духовном жит - те М.В. Лысенко считал содействие разви-тия и самореализации личности через ду-хов - не возрождение. Поэтому наличие работ И.Ф. Колесси «Галицкие-русские народные песни с мелодиями», Ф.М. Колесси «Наше мнение», состоящая из 50 галицких песен, приемлет с радостью и называет это пер-шо-ряд-ной формой воспитания доб-ро-по-ряд-ности, гуманизма, патриотизма, расширение кру-го- зрения, развития музыкального мышления.
Ассоциативность, образность, интуиция, фантазия, творческое мышление М.В. Лысенко, его поликультурной диалог как парадигма гуманитарного мышления особенно проявление ля-ются на-конце XIX - начале ХХ веков [1, с. 36]. Поражает способность композитора к эмоциональному отклику на народное творчество, к постижению духовной сферы жизни.
украинский фольклор, над которым М.В. Лысенко работал в течение всей жизни, был своеобразной школой в воплощении народной образной сферы в поисках подходящих му-зич-ных средств. Именно благодаря этому питательному источнику М.В. Лысенко удалось во-су-м-тать достижения предшественников, создать новое качество национального стиля. Обработки на-род-ных песен имеют различную тематику и разнообразный музыкально-образное содержание. Ком-по-зитор обращался к историческим народных песен с казачьей и гетманской темат-кой, в на-род-ных песен, в которых раскрывается тяжелая судьба народа, любовно-лирические пе-ре-жи-ния, несчастной любви, разлука. Казной народной «женской» лирики является ук-ра-инских фоль-Клор. Своей эмоциональностью и открытостью чувств, поэтизацией тоски и смут-ку при-возвращают внимание М.В. Лысенко образы девушки-сироты, бедной девушки, у которой «не-я пара», страдания девушки, обманутой возлюбленным, заброшенной покрытки, несчастной вдовы и др.. Большинство этих трагических образов объединяет общий общечеловеческий мо-тив, стремление женщины к любви, личного счастья, которое наталкивается на различные препятствия. В воплощении на-род-ных женских образов отразилась типологическая общая черта романтизма, интерес к внут-реннего мира человека. Лирико-драматическая образность этих народных песен в обработке М.В. Лысенко углублялась, приобретала жанровых признаков, драма-ти-ной сценки из дина-мич-ным развитием образа. Композитор собрал огромное количество народных песен, почти полторы тысячи. Такое большое количество записей и их разнообразный Жан-центренное состав не идет ни в какое сравнение с тем, что сделали предшественники и современники М.В. Лысенко. По свидетельству К. Квитки, композитор записал то, «что же просилось на па-пор». М.В. Лысенко спас «мелодический стиль ... который вытворился в XVIII и по-чат-ку XIX веков ... он сохранил здесь шедевры, оказались недолговечными ... развитие на-род-ной музыки в направлении этого стиля прекратился из-за изменения культурно-социальной структуры» [2] .
Ему удалось поддержать процесс кристаллизации национального музыкального языка, спо-лу-че-ния характерных фольклорных признаков с новыми формами музыкального мышления и от-по-от - ного национального стилеобразования. М.В. Лысенко обеспечил поступательность процесса национального музыкального семиозу, его активизацию на узловых этапах музы-но-ис-то-рич-ного развития. Композитор сумел сформировать основы национального музыкального сти-лю как типологизованои закономерности мышления, подытожил довготры-ва-лей процесс накопления черт национального своеобразия, создание етнохарактернои спе-ци-фич-но музыкальной знаковой системы - собственного музыкального языка как инварианта национальной.
Понимая, какой большой народнопесенный клад имеет украинский народ и что он может исчезнуть, М.В. Лысенко не только записывал песни от народа, но и обращался че-рез прессу к украинской общественности с призывом искать и записывать ук-ра-инских фольклор и передавать ему. С этим композитор обращался к друзьям, к при-ват-ных лиц в письмах. Среди них И. Франко, Л. Украинской, А. Пчилка, М. Кро-пил-ниц-кий, А. Потебня, П. Нищинский, П. Демуцкий, М. Заньковецкая, А. Кошиц, А. Игра-бен- ко, М. Загорская, П. Чубинский и др..
Особое внимание М.В. Лысенко обратил на необходимость Ретель-ного записи не толь-ки звуковысотной мелодики, но и ритма. Композитор подчеркивал, что для этого по-триб-не «тонкое ритмичное чувство, чувство внутреннего равновесия» [3, с. 141]. М.В. Лысенко писал, что «подголоски хорошо пойманы и записанные на бумаге, дают целый хоровой раз-мер» [4, с. 360], но ему не удалось многое записать оптового пения из-за отсутствия звукозаписывающей аппаратуры, которую начали применять только с начала ХХ сто-лет-я. Кроме того, многоголосие трудно поддавалось записыванию на слух из-за его имп-ро-визацийну изменчивость. Композитор внимательно «прислушивался» к оптового пения и захвати-лю-вался им. Он писал, что подголоски составляют народный контрапункт, и «этот кон-тра-пункт является найсовершенниший, потому что все певцы проводят каждый свою самостоятельную песню в совокупном пению» [3, с. 297].
Композитор достиг специфику этого пения и она была применена и развитая в его хоровых обработках народных песен.
В 1886 - 1903 рр. М.В. Лысенко издал обработки 120 народных песен для хора, а так-же сборники обрядовых песен. Связанное с романтизмом особый интерес на-род-ной песней как выдающимся явлением и образцом для творчества, а также стремление художников к воплощению народности в профессиональной музыке привело не только к сбору, но и об-ра-бок народных песен. В середине XIX в. обработками народных песен занимались ком-по-зи-торы различных славянских культур: П. Кржижковський, Н. Явурек, О. Кольберг, М. Ба-ла-кирев, Н. Римский-Корсаков, М. Пальчиков, П. Чайковский , А. Лядов и др..
В творчестве Н.В. Лысенко обработки народных песен заняли особое большое место. Композитор делал обработки в течение всей жизни. Ему принадлежат 500 обработок. Они бу-ли своеобразной лабораторией шлифовки собственного стиля, а также М.В. Лысенко привлекал в репертуар своего хора. Поражает способность композитора к эмоциональному отклику на твор-чисть человека, к постижению духовной сферы жизни. Для М.В. Лысенко искусство - это важ-ли-ный фактор сохранения национального самосознания, утверждению в обществе морали и патриотизма.
Он собирает участников съезда украинских общин в Киеве; отправляется в артистическую по-до-рож с народным хором по Украине и России: Кременчуг, Екатеринослав, Славянск, Бахмут, Юзово, Таганрог, Ростов-на-Дону, Мариуполь, Бердянск, Керчь, Феодосия, Ял-та, Симферополь, Севастополь, Мелитополь, Александрия; приветствует меры певческих то-ва-товарищества в Галичине, которые собирают народные песни, формируют сборники; характеризует это как ценную признак «зрелости общественности, сознательной своей национального достоинства »[3, с. 361].
М.В. Лысенко совершил обработки почти всех жанров народных песен. Композитор классифицирует песни по жанрам и по содержанию: исторические, казацкие, чумацкие, бурлацкие, рек-рутс-ки, мальчишники, семейно-бытовые, шуточные, ремесленные, лирические песни о горе, ко-хан-ния и предательство, социальную несправедливость, уличные . Композитор стремился наиболее полно раскрыть и углубить музыкально-образное содержание народной песни, сохранить ее индивидуальную и на-Цио-наль-на своеобразие. М.В. Лысенко писал: «Надо поднять народу его перла в золотой опра-ве и не всякая лирика, не любой фасон подходит к ней, как не приходится, по сло-ва-ми нашего поэта, теплый кожух, и не мне шит. Из-под такого фасона очень часто на-ша пис-ния становится неузнаваемой, звучит странно, строго и лишена присущего ей мягкого, теплого колорита »[5, с. 15].
Никому из предшественников М.В. Лысенко не удалось достичь значительного ответственности между народной песней и ее обработкой. Среди обработок есть и песни о любви со светло-лирич-ной образностью, а также веселые и жизнерадостные, шуточные песни с танцевальной мелодией.
Обработки, фольклорные труда, письма М.В. Лысенко свидетельствуют о его внимательность к ха-рак-теру народной песни.
Композитор изучает стилистику фольклора, связывает все это с украинскими мен-таль-нос-тью, так пишет: «В мелодии украинский - в основном сугубо минорный, с мелиз-ма-мы, напоминают не фантастичность украшений, а главным надорванный крик, с мелкими ин-тер-валами и характерными, неожиданно смелыми повышениями, с рисунком си-мет-ческих и правильным, ритмом основном постоянным - отразился, как в зеркале, тип украинский миролюбивого и глубокого характером, пылкого и страстного к природе, с эстетическим чувством и с умом созерцательным »[5, с. 16].
Умелое использование характерных мелодико-гармонических фактурных средств от-кри-ло сутки новой украинской музыки, эти произведения являются образцом зрелого моностильового синтеза.
Обработки определены в ряду лучших Лысенков произведений. Для них характерны ис-рис-ния принципов народного многоголосия, куплетно-вариационных формообразований. Оригинальные произведения дают образцы тематизма, что является интонационным обобщением песенно-романсовой мелодики, выразительности в построении интонационного контура, фонической красоты по-т-ри-мань, богатства и изысканности позднеромантического гармонии. Медитативность, кор-до-цент-ризм, тихая светлая радость соответствуют стилю Лысенков произведений, свидетельствующих о единстве ность музыкального языка композитора, которая окончательно сложилась в етнохарактерну знаковую сис - тему. М.В. Лысенко отметил возможные пути актуализации музыки в последующих про-это-сах музыкального семиозу: через авансирование незадействованных пластов етномузичнои Инто-на-этой-ности и смелое обновление средств письма.
Жанры народных песен, которые исторически сложились, обработки М.В. Лысенко могут рас-гля-даться через стилевой срез и плоскость используемых средств выразительности.
Темпы (Andante, Sostenuto, Moderato), ферматами, акценты, нюансы, гармония, мет-ро-рит-мика в обработке народных песен опираются на различные стилевые модели, должны по-по-хро-нологических и внежанровая характер. Обработки одного временного периода относятся к различным стилевым пластам. С этой особенностью связана художественная неравнозначность об-ра-бок, но также экспериментальные они представляют большую историческую ценность, ибо в комплексе с Лысенков шедеврами составляют необходимый фонд звуковой информации для развития национального музыкального стиля.
Место нахождения и указанной записи дает неослабевающий интерес к большой кол-кос-е обработок: «Да щука - рыба в море» (с. Веремеевка, Полтавщина), «Что-то мне трудно-скучно» (из-под Нежина, Черниговская ), «Красная Калинушка в овраг ушла» (с. Та-ра-сов-ка), «Эй, из-за горы и из-за крутого» (из Борисполя), «Да нет хуже никому» (Херсон), « Ой выйду я на горочку »(Екатеринославщина) и другие. Типизированный содержание о тяжелой судьбе «Да нет хуже никому», «Да забелели снега», «Ой любил и любил», о социальной зависимость ность «Эй, шум, мать крик», «Да щука - рыба в море», о природу и через нее выход на чувства человека «Да забелели снега», «Красная Калинушка», «Туман, туман, туманами», о важен действенный способ сплочения «Эй, шум, мать, шум» и другие. Жизненное приз-на-че-ние народных песен и их обработок и исполнения и восприятия социумом - важнейшая составная часть, первооснова профессионального композиторского творчества М.В. Лысенко. Его внимание к методологии записи, обработки аутентичного музыкального материала и системные издание этнографических сборников огромны. Для композитора песня - это средство сохранения ис-то-рич-ной памяти, национального сознания, духовности. Через Лысенко обработки моды-фи-ка-ция жанров народных песен находится в тесной связи профессионального ком-по-зи-ций-ного искусства и исполнительского.
М.В. Лысенко как основатель национальной дирижерской хоровой школы считал хор не только совершенным музыкальным инструментом, но и чрезвычайно важным и действенным средством сплочения, сохранения, воспитания, пропаганды, единства.
Значение Лысенков обработок имеет большую перспективу, пополняется репертуар про-профессиональной, самодеятельных творческих и исполнительских коллективов, учреждений. Он считал пер-вис-ной основой жанров «песни и танец»; российский выдающийся ученый музы-ко-зна-тель С. Скреб-ков говорил о трех жанровых типа: декламационный (в связи со словом), мо-тор- ний (в связи с движением), розспивний (в связи с самостоятельной лирической выражение-нос-тью) А. Со-хор - талантливый музыкант-ученый - добавляет еще два типа: инструментальную сиг-наль-ность и звукооб -ра-зо-твор-чисть. Ретроспективный обзор обработок, несмотря на научные работы, дает новую нормативность в сфере музыкального профессионализма, которая состоит в перспективном развитии культуры этноса и высоком значении обработок М.В. Лысенко в национальной динамике стилеобразования.
Взаимодействие модальных и тональных ладово-гармонических принципов высотной органи-за-ции в обработке М.В. Лысенко осуществляется в условиях слияния национальных и обще-ев-ро - пейских традиций. В ладово - мелодичной системе воплощается принцип переменности по су-ти, сопровождается уравновешенной динамике, балансировкой тонов. Они значительно от-ра - ня-ются по положению от переменности, которая отображается в ладово-гармоничной системе.
Ладова оппозиция отражается понятием «сопротивляемость-неопорнисть». Преимущество од-но-го тона над другими определяется не притяжением, а особенностями мелодического розгор-тан-ния: показателями высотного, ритмического и композиционного параметров при ведущей роли повторности. Между тонами образуются субординационные и координационные от-но-шен-ния. В обработках взаимовлияние мелодических и гармонических явлений, присущие народным песням качества, усложняются, превращаются.
Багатоопорнисть подчеркивается отдельными тонами, кварто-квинтовый струк-ту-ра-ми мелодического состава трезвучиями гармонических ладов. Следствием взаимодействия мелодич-ных и гармонических закономерностей является образование мажоро-минорных систем: одно-ймен-ного, параллельного и одноименно-параллельного Мажор-минор.
К новаторских способов применения одноименного мажоро-минора в музыке М.В.
34].
- ЛИТЕРАТУРА
- 2004. - С. 42.
- М., 1978.
- Вып. 27.
- Вып. 27.
А.Г. Киреева
Донецкая государственная музыкальная академия им. С.С. Прокофьева, Украина
19.09.2012 19:51
Комментарии
Оставить комментарий
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...