Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос. Самопознание и одухотворенность через управление аффектами путем исследований, как считал выдающийся голландский гуманист Эразм Роттердамский, позволяло человеку овладеть свою природу, достичь морального добра. Моральной рефлексии, ее месту в самореализации и духовном обновлении личности уделяли внимание и украинские мыслители XVI - начала XVII века.
Изменения в социально-политической, религиозной, культурной сферах жизни украинского народа, обусловленные постепенным отмиранием феодальных порядков, обострением межконфессиональных отношений, привели к изменениям и в общественном сознании. Появилась одна из основных проблем украинского Возрождения - адаптации человека в условиях противоречивой реальности, "поиска надежных механизмов психологической защиты, путей сохранения жизни человека в Боге" [5, 13].
ренессансно-гуманистические идеи возникали и развивались в Украине на основе двух традиций: западноевропейской и русско-византийской, которая была тесно связана с церковной традицией, а потому и более приемлемой для отечественной культуры переходного периода [12, 7]. Поэтому способ философского мышления в это время был органически связан с теистических мировоззрением, а философская культура с религией.
Деформация средневековых принципов философствования в Украине нашла свое выражение в смещении акцентов понимание проблемы "Бог - человек". Украинские гуманисты приходят к осознанию человека не просто как пропащей существа видмолюе грех материального существования, а воспринимают его как личность, способную своим бытием обогатить Бога как своего Духовного Отца. Человек, имея вечную душу, потенциально должной к трансцендентному. Божественность является стержнем человеческой личности, она имманентна ему даже тогда, когда тот находится в грехе, человек существует и имеет силу творить, благодаря этой потенциально свойственной ей божественности. Так, известный деятель Львовского братства Ю. Рогатинець видел основной смысл жизни человека в активной творческой деятельности, он учил: "Христос так поступал, или учил, и ты поступай и учи" [8, 81]. В свою очередь К. Транквилион-Ставровецкий утверждал, что человек, обладая большим даром Бога - умом, может и должна вступить на путь деятельного добра и утвердить добро на земле, ибо "все в твоем самовластие и в твоей мощи" [9, 98] . На этом же акцентировал свое внимание и известный религиозно-церковный деятель И. Копинский: "Если не будешь умножать данного тебе от Господа таланта, будешь умалять и губить, если не будешь добиваться успехов на горе добродетелей, то будешь спускаться вниз ..." [11, 41].
Человек является создателем, и в первую очередь творцом самого себя и своей судьбы. Каждый человек обладает способностью и свободой сделать свою жизнь, внутреннее и внешнее, более подходящим небесному идеалу. Если человек создан по "образу и подобию Бога", то это подобие присутствует внутри каждого индивида в более или менее свернутом виде как возможность, потенциальная склонность творить, что спит в лоне великого забвения души.
Человек должен постичь Бога в себе, раскрыть тайну Христа, которая заключается не только в его Боголюдськости, но и в том, что каждый может и должен идти по жизненному пути как Богочеловек, достойно, благородно, добросовестно.
Еще с древнекиевских времена концепция "внутреннего" человека, самопознания, самосовершенствования занимала видное место в христианской этической системе. В XVI - начале XVII века эту традицию продолжили прежде всего И. Вышенский, И. Копинский, Виталий из Дубно, К. Сакович, К. Транквилион-Ставровецкий и др.. Способность к самопознанию они считали одной из основных добродетелей человека. Самопознание помогает человеку достичь внутреннего, духовного обновления, нравственного самосовершенствования [12, 74]. Программной установкой для украинских гуманистов стали слова Иисуса Христа "И познаете истину и истина сделает вас свободными" (Евангелие от Иоанна), что понималось как путь к освобождению от зависти, ненависти, пихи и сребролюбия, открытие в себе искренних, благородных чувств, возможностей для творческой самореализации.
Украинские мыслители традиционно разделяли человеческую природу на "внутреннюю" и "внешнюю", телесную и духовную, где высшей умозрительной силой встает ум, который направляется Богом и призван открыть в человеке божественные истины. "Таким образом, создал Бог человека из двоякой сущности - небесной и земной. Тело видимое - из земли, а душа невидима с неба. И потому человек - это мир и тьма, небо и земля, ангел и зверь. Странное сочетание - дух и плоть, смерть и жизнь, - писал в своем труде "Зерцало богословия" К.Транквилион-Ставровецкий, - среди них стоит ум как царь, и властный судья, и страж жизни вечной, что раздумывает над помыслами самой души. .. "[10, 110].
Для И. Копинского открытие в себе божественного возможно не только посредством веры, а прежде всего благодаря саморазвитию ума, через приобщение разума к истине и преодоления человеком в себе всего несовершенного, низкого, земного. "От разума и познания рождается вера" [11, 10]. Мышление, направленное на истину формирует и укрепляет веру, приводит к умножению добродетели, раскрытие в себе талантов, дарованных Господом [11, 10].
Высшим идеалом земной жизни человека, за Виталием из Дубно, является стремление познать Бога, приблизиться к нему. В этом большая роль отводилась разуму. На своем высшем уровне человеческий разум очищен и вооружен "божественной мудростью", узнает сначала себя, а после - Бога, ибо самопознание, по мнению Виталия, является непременным условием богопознания [8, 89].
И. Вышинский рассматривал умственное познание как ограниченное и несовершенное. Он утверждал, что Бог как вечное самовольное начало, неиссякаемый разум, абсолютная истина, "истина, которой сама в собъ ест глаголемое", недосягаема для человеческого разума [7, 219]. Поскольку "таинство" истины постигается духовной сущностью, постольку истина не может быть добыта средствами логического мышления, путем рационального доказательства. Однако, "внешнее", умственное знание, одухотворенное божественной мудростью позволяет облагородить земное, "мирское" жизни и только определенным образом приблизиться к Божьей истины [3, 62]. К высшему уровню общения с Богом, мистического озарения, способные только лица, принявшие сан священства, прошли длительный путь аскетического самосовершенствования.
В ренессансном духе развил свою гносеологическую концепцию И. Копинский. Он считал, что никто не может познать Бога прежде чем не узнает самого себя, в свою очередь возможно лишь при условии предварительного "всех вещей в мире зримых и понятных рассмотрения" [11, 10]. Познание материального мира, живой и неживой природы, позволяет человеку постичь глубины своего внутреннего мира, особенность собственного существования, свое истинное предназначение. Однако, он предостерегал, что, если усвоение всей мудрости мира не сопровождается духовным саморазвитием, культивированием моральных качеств, то человек может стать "во всем слепым, впасть в безумие" [11, 13].
По мнению К. Транквилиона-Ставровецкого, внутренний мир человека - микрокосм - воспроизводит все особенности макрокосма: "... человек составом своим причастна ко всякому созданию ... как малый мир "," малый, но странную премудрость Божию содержит, и, действительно, человек небом и землей: от пупа верхняя часть является небом, нижняя - землей "[10, 109]. Разделением человеческого тела на верхнюю часть - небо и нижнюю - землю К. Транквилион-Ставровецкий пытался обосновать единство микро-и макрокосма, приблизить человека к природе, воплотить человека в Бога. Воплощение Бога в человека открывало ей возможности также стать Богом, сделать человечность высшей ценностью в мире [13, 163].
Подобное понимание человека имеется и у К. Саковича. В своей книге "Аристотелевские проблемы" он также отводил значительное место проблеме человека как микрокосма. Микрокосм Сакович характеризует как воспроизведение и соответствие макрокосма [6, 35].
Взгляды на человека в К. Транквилиона-Ставровецкого, К. Саковича формировались на основе творческого усвоения античного наследия, открытости идейным воздействиям западноевропейского Ренессанса [7, 254]. Так, у немецкого мистика Якоба Беме человек одновременно является и "малый мир" (микрокосм), и "малый бог", он воплощает в себе все мировое, естественное и божественное начало во всей его сложности и противоречия. "Книга, в которой содержатся все тайны, - отмечал Беме в" теософских посланиях ", - есть сам человек, она сама есть книга всех сущностей, потому что она есть подобие Бога, великая тайна спрятана в ней" [4, 341].
По убеждению И. Копинского, понимание сущностных основ вещественно-предметной реальности помогает человеку раскрыть и осмыслить смысл своего бытия. Именно ради этого, ради самопознания человека и создал Бог все, что есть вокруг него, вся Вселенная. Все ради того, чтобы человек осознал выше в себе, потенции своего духа [11, 10]. Бог есть в самом человеке, писал И. Копинский, однако она не замечает [11, 41]. В этом утверждении И. Копинский буквально перефразирует Платона, который в своем труде "Теетети" говорит, что мы сможем познать Бога только в том случае, если станем богоподобным. А стать богоподобным значит отождествить себя с божественным элементом, который по сути, составляет нашу первичную природу [16, 25].
Г. Сковорода в свое время писал: "Подними от земли мысли свои и пойми человека в себе от Бога" [15, 177]. "Подлинное бытие - Божья истина в человеке" [15, 171].
Для того, чтобы найти себя, свою душу, человек обращается к Богу, ищет его в себе, поскольку только он вносит закон и порядок в земную основу его бытия и помогает ей проявить свою истинно человеческую сущность, вести достойный его образ жизни [ 7, 204].
По К. Транквилион-Ставровецким жить по правде значит жить с чистым сердцем, подражать Христу, который с совершенного Бога стал совершенным человеком, показал милость Бога, вырвал людей из тьмы, научил их жить в единой любви и согласии при лице Божием. Спасение и совершенствование человека заключается в том, чтобы познав себя, свою духовную сущность, она осознала важность человечности и человеческого достоинства, нравственного обновления [13, 164 - 165]. "Познай самого себя, яко ест - эс [ъ] и Дивное и розумное создан [н] я, вроде и образом Божиим, светлости разумной и несмертельностю почтенний от Бога и между ангелы в обществе посажоний" [12, 74].
Призыв "познай самого себя" имеется и в "Трактате о душе" К. Саковича. Самопознание, считал он, дает возможность человеку управлять "домом своего тела" - чувствами, умом, волей, поступками. Человеку дано знать все вещи, размышлять мыслитель, но для чего все это нужно ей, если она не узнает себя самого, не знает с чего, кем и для чего создана [12, 74]. Еще раньше С. Ориховский отчетливо сформулировал ренессансную гуманистическую идею стихийного самоутверждения человека, его способности через нравственное самосовершенствование и полнейшую реализацию заложенных в нее Богом творческих и умственных потенций приобретать черты Божественного существа. Человек, утверждал он, познав все известные и небесном, а к тому же сама добилась того, что действительно равной Богу стала. Одновременно, как справедливо замечает В. Литвинов, главное предназначение человека Ореховский видел в том, чтобы, опираясь на свою Божественную натуру понять Бога и через спасение достигнуть вечной жизни [12, 74].
"Знать Бога, - замечал Г. Сковорода, - значит быть живым, вечным и нетленным мужчиной и быть преобразованным в Бога, а Бог, любовь и соединение - все то одно" [15, 199]. Просветленные люди, те, кто пережил высшее состояние сознания, испытывают глубокий покой, мир и гармонию с другими людьми и всем миром. Как писал Данте, они познали вселенную, побуждаемые силой любви.
По мнению И. Вишенского, если Бог создал человека по своему образу и подобию, то человек обязан тянуться к вершинам совершенства, чтобы быть достойным носителем этого образа и подобия [14, 124]. Совершенствование человека возможно только через преодоление зла в себе, что достигается при ее самопознания в духовном плане. С помощью сознания реализуется "самовластие", свобода воли, сознание дает возможность выбирать, а это приводит к победе в человеке телесного, или духовного [14, 74]. Таким образом, по И. Вишенским актуализация свободы человека возможна лишь при условии самопознания. Утверждение духовного идеала результате победы духа над телом на основе свободы воли и счастье в земной жизни человека [13, 141].
Понять себя, очиститься от несовершенного в себе, только так можно достичь наивысшего блаженства, полного слияния с духовным Абсолютом. Степени самоочищение человека представляются И. Вишенским в духе ареопагитсько-исихастской традиции. Необходимыми условиями самоочищения человека считались правильная вера, соблюдение Заповедей Божьих, покаяние за недостойное в себе, отречение от всего "мирского", от общения с людьми [2, 218]. И. Вышенский утверждал, "того начального, тайнотворного, что должно быть по образу Божию, не постигнешь никак не получишь при общении с людьми" [2, 225].
По И. Вишенским, аскетическую жизнь только очищает душу, позволяет "избавиться старика и воплотиться в нового (после исцеления страстей), мужчины, которым является Христос". После очистки человек должен "войти в просвета, от просвещения - в свершения и конечное верховное благосливья" [2, 218]. Божья истина подвергается только тому, кто любит Бога и желает вечной жизни. Этого не может быть в человеческой деятельности, ибо истина развивается не в действии, а в познании, которое является чистым созерцанием, особым состоянием мистического экстаза [13, 142].
В "Алфавит духовный" И. Копинского человек, познавая себя, раскрывает свою двонатурнисть. Внешнее в ней - это тело, преходящее, а внутреннее - душа, разум, бессмертный дух, которым человек связывается с Богом, что дарует ей блаженство не только на небе, а на земле. Человек, по утверждению И. Копинского, преодолевая изменчиво, приходит к осознанию небесного, который является частью его природы, и через самоуглубление открывает в себе Бога. "Познавай, ибо кто истинно себя узнает, познает Бога, а через познание Бога, познает себя", - писал он [11, 10].
В духе философско-религиозной традиции Киевской Руси украинские гуманисты продолжают рассматривать сердце человека, как средоточие его духовного мира, основу ее внутренних моральных сил и потенций. К. Транквилион-Ставровецкий считал, что для того, чтобы познать выше и божественное, нужно жить по правде, иметь чистое сердце [13, 164]. В свою очередь И. Копинский говорил, что процесс пробуждения высшего и духовного в человеке начинается в сердце, и закат человека происходит тогда, когда "светильник сердца" угасает [11, 103].
По убеждению Виталия с Дубна, только в сердце человека есть то непостижимое, что владеет и управляет мыслями, чувствами, поступками, делает человека неповторимым. Подобно И. Копинского, он говорит о том, что чем совершеннее человек познает себя, тем лучше познает Бога. "Войди во внутренность сердца твоего, ибо чем больше ты узнаешь себя, тем более глубоко познаешь Бога" [1, 85]. Прислушиваясь к сердцу человек раскрывает свою божественную натуру. Следствием этого акта является самопреодоления и отвержение недостойного в себе: "Если будешь стремиться познание себя, то оставляй погордливисть и тщеславие, перестанешь презирать других" [1, 85]. Нравственное совершенствование человека возможно при условии обуздания своих страстей и недостойных привычек. Виталий призвал человека "учиться во всем побеждать себя". Познание себя смиряет человека, разоблачает темную сторону ее природы. "Непознанные себя в человеке есть порок" - писал Виталий [1, 85]. Осознание своей низости, покаяния, очищает сердце, божественную основу личности от временного и конечного, склоняет человека к постижению своей вечной сущности, поскольку именно "духовное богатство приводит к небесам, временное - в ад" [1, 80].
Осмысление роли сердца, как стержня волеизъявления, умственной деятельности и духовных исканий человека, было унаследовано и украинскими философами последующего времени. Так, в "Нарцисс" Г. Сковороды "истинным человеком есть сердце в ней, а глубокое сердце, одному только Богу узнавания, есть ничто иное, как неограниченная бездна наших мыслей, средоточие человеческой души" [15, 169]. Он писал: "Слово Царства Божьего внутри сердца нашего скрылось, как источник, скрыто в земле. Кто познал себя, тот нашел желаемый клад Божий. Источник и наполнение его нашел внутри себя, внутри слушая себя "[15, 212].
В своей философии П. Юркевич отмечал, что мышление получает толчок для своей деятельности в первую очередь под влиянием сердца: "Задачи, которые решает мышление возникают в конце концов не под влиянием внешнего мира, из поездов и неотразимо требований сердца" [17, 82 - 83].
Чем острее проблемы встают перед человеком, чем хрупким перспективы на будущее - тем вернее ее стремление обрести твердую почву, то, ради чего стоило бы жить. В этой "связи, духовность, как обращенность человека к высшим ценностям - к Абсолюту, как сознательное стремление человека постичь свою высшую суть, совершенствоваться признавалась многими украинскими философами эпохи Возрождения единственно надежной основой жизни. В творческой деятельности духа, раскрывается путем самопознания, нравственных переживаний, искренне, человек способен найти себя, осознать смысл собственного существования.
- ЛИТЕРАТУРА
- Виталий из Дубно. Диоптра ... //История философии Украины: Хрестоматия. - К.: Наукова думка, 1993. - С. 74 - 87.
- Вышенский Иван. Сочинения. / С книжного украинского языка пер. Шевчук; передм. и примеч. В. Шевчука. - М.:, 1986. - 247 с.
- Горский В.С. История украинской философии: Курс лекций: Учеб. пособие. - К.: Наукова думка, 1997. - 286 с.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
- Дьяченко И.М. Ренессансный мировоззрение: гуманистическая традиция в украинском обществе XVI - XVII вв.: 09.00.03 - социальная философия и философия истории: Автореферат дис. на сдобы. наук. ст.канд. филос. наук. - К.: Б.В., 1999 - 17 с.
- Захара И.С., Кашуба М.В. и др.. Проблема человека в украинской философии XVI - XVII вв. - Львов.: Логос, 1998. - 239 с.
- История философии Украины. / Под. ред. В.М. Ничик, В.С. Горского и др.. - Т.1. - К.: Наукова думка, 1987. - 399 с.
- Кашуба М.В., Паславский И.В., Захара И.С. и др.. Философия Возрождения в Украине. - К.: Наукова думка, 1990. - 334 с.
- Кирилл Транквилион-Ставровецкий. Зерцало богословия //История философии Украины: Хрестоматия. - К.: Наукова думка, 1993. - С. 87 - 101.
- Кирилл Транквилион-Ставровецкий. Зерцало богословия. (Отрывки) //Федив Ю.А., Мозговая Н.Г. История украинской философии: Учеб. пособие. - К.: Украина, 001. - 512 с. - С. 105 - 110.
- Копинский Исайя. Алфавит Духоню ... - М.: Тип. Печер.Лавры, 1877. - 128 л.
- Литвинов В.Д. Ренессансный гуманизм в Украине. - М.: "Основы", 2000. - 472 с.
- Огородник И.В., Огородник В.В. История философской мысли в Украине. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа: т-во "Знание", КОО, 1999. - 543 с.
- Пашук А.И. Иван Вышенский - мыслитель и борец. - М.: Мир, 1990. - 176 с.
- Сковорода Григорий. Произведения И 2т. - М.: АО "Обереги"; 1994. - (Гарвард б-ка древней укр. Литературы). - Т.1. / Пред. А. Мишанича. - 528 с.
- Хаксли О. Вечная философия. Пер. с англ. - М.: «Рефл - бук», К.: «Ваклер», 1997. - 336 с.
- Юркевич П.Д. Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - 670 с.
Дойчик М.В.
Прикарпатский университет имени В. Стефаника
13.06.2012 22:47
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Проблема интерпретиции как феномена человеческого бытия в философии К. Ясперса
Национальная идея во взглядах представителей украинской диаспоры
Борьба украинской диаспоры Канады за права человека и независимость Украины (конец 60-х - начало 80-х гг хх века)
Социоэстетические портреты выдающихся личностей эпохи нового времени Леси Украинки и Игоря Стравинского
Неоперонизм и политические и социально-экономические процессы в Аргентине в начале XXI века
Онтология иррационального: антропологический аспект философии Анри Бергсона
Пределы метафизического дискурса в рамках аналитической философии
Проблемы признания советской историографией существования курдской государственности на территории южного курдистана в 60 – 70-х гг. хх века
Проблема государственного устройства Украины в деятельности общественных организаций Донбасса в начале 1990-х гг.
К вопросу формирования источниковой базы исследования проблемы становления парламентаризма и местного самоуправления Украины середины хх - начала XXI века
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...