Система и уровни проявления функционирования религиозных ценностей
В статье анализируется система религиозных ценностей, в основе которой лежит разделение мира на сакральное (свя-Предание) и профанное (мирское). Выделяются и характеризуются иерархические уровни указанной системы, показывается их взаимосвязь в процессе реализации ценностно-регулятивной функциональности религиозного комплекса. Исследуется процесс переосмысления в среде верующих смысла и значения религиозных ценностей, их значимости для жизни личности.
Одним из основных факторов, которые побуждают человека к опре-ных видов деятельности, выступают ценности. Это объясняется тем, что они в жизни социума возникают социально значимыми ориентирами для индивида, определенной системой координат его жизнедеятельности. Поэтому проблема возникновения и функционирования в социуме ценностей, механизм их реализации всегда были в центре философских изысканий. Эта тема в том или ином контексте рассматривалась Платоном, Аристотелем, Кантом, Г. Лотце, Г. Риккерту, В. Виндельбанда, М. Шелером и другими.
Стоит отметить, что в общей системе ценностей человечества значительное место занимают ценности. В течение значительного периода в истории человечества во-ны отождествлялись с общечеловеческими ценностями или появлялись структуроутворюю чем-нибудь фактором указанной системы. Сущность религиозных ценностей, механизм их взаимодействия с нерелигиозными, влияние на общество и личность изучались российскими учеными: В. Гараджа, Ю. Левадой, М. Писмаником, Д. Угриновичем, И. Яблоковым. Значительный вклад в развитие этого вопроса внесли украинские религиоведы: В. Бондаренко, М. Закович, В. Зоц, А. Колодный, Г. Пирог, П. Саух, А. Черний, Л. ЧУПРИЙ, Л. Филипович и др..
Сегодня весьма актуальна проблема изучения механизма влияния системы таких ценностей на процесс реализации в социуме функциональной роли религиозного комплекса, его специфику в разных типах цивилизаций, а также влияние на содержание и формы удовлетворения других составляющих такого комплекса.
Религиозные ценности обусловлены сакральным, которое возникает уникальным и универсальным феноменом. В онтологическом плане его нельзя отнести ни к сфере сверхъестественного, ни к определенной исторической формы религии. Религиоведческие исследования показывают, что с сакральным явлением верующий человек уже столкнулся в первобытных верованиях. «О священном люди начали размышлять, - отмечает Р. Белла, - вероятно, с того самого времени, когда они вообще научились только мыслить» [1, с. 265]. Существует оно и в современных монотеистических религиях, в которых Бог признается как высшая ценность и имеет статус основополагающего принципа бытия. Однако для всех исторических форм религиозных верований характерно четкое разграничение мира и его проявлений на сакрального и профанного явления. Са-ме поэтому «главной характеристикой институциональной религии выступает различие между священным и профанным» [2, с. 301]. Однако при этом нужно не забывать, что священный обладает способностью быть скрытым, на крайний случай замаскированным. Поскольку то, с чем мы встречаемся в реальной жизни, имеет внешний, профанный характер, то только религиозная вера через символы, аналогии может обнаружить в них глубинное, сущностное - священное.
сакрализовать - значит что-то сделать священным, уважения беспримерное, признать особенно ценным для человека и общества. То, что стало сакральным, живет не столько в официальных законах, сколько в психоэмоциональном мире личности. Правда, как показывает практика, не всякое освящение чего-то или кого-то обязательно выступает религией. Так, в условиях тоталитарного общества могут специфически сакрализовать руководителей, ор-ганы партийной и государственной власти, символы и т.д. При этом к религии как к своему духовно-идеологического конкурента применяются жесткие репрессивные меры. Об этом в частности свидетельствует пример советского государства, где в свое время не гнушались даже физическим уничтожение ем священнослужителей.
В религиозной аксиологии не существует однозначного подхода к определению структурных элементов в системе религиозных ценностей. В первую очередь это объясняется-ется тем, что религии как таковой вообще нет. Исторически существовали и существуют лишь конкретные ее конфессиональные разновидности, которых сейчас в мире насчитывается более пяти тысяч. Например, од-не христианство включает в себя более трехсот конфессий. Известно, что в такой ситуации ро-нимание сущности религиозных ценностей, их иерархии, скажем, буддистом принципиально отличается от их толкования христианином, поскольку в них совершенно иной смысл заклада-ется в понимание понятия «Бог». Едины они только в провозглашении приоритета одних религиозным лургической ценностей над другими. Так, христианская теология разделяет ценности на собственное религиозные, духовные, относящихся к потустороннему миру и имеют вечный характер, и Мирс-ки, преходящие, необходимые только для земной жизни. «Христианский персонализм, - по-определяет Г. Пирог, - располагает ценности в соответствии с количеством заключенного в явлениях блага и выстраивает такую ??иерархию социальных ценностей: индивид - общее благо - личность - ре-лигийни ценности - Бог, каждая высшая ценность является целевой причиной низкой . В этой иерархии повторяется ценностная иерархия тварного мира: на низком уровне ценности - индивид как материальная природа человека, на самом - Бог, абсолютный критерий и цель существований-ния человека »[3, с. 23].
Поэтому для В. Виндельбанда, который был одним из основателей ак-сиологичного направления философской мысли, ценностями возникает идеальное бытие, бытие нормы, уже соотносится не с эмпирической, а с трансцендентальной сознанием. Поэтому ценностями возникают истина, добро и красота. В то же время наука, искусство и рели-гия ним осознавались как ценности культуры. Поэтому В. Виндельбанд считал, что ценность есть цель сама по себе, поскольку в ней стараются не ради какого-то материального интереса, а ради нее самой. Итак, ценностью является идеал, а не идея, а носителем его - трансцен-дентальная сознание.
Позже аксиологическую проблематику активно разрабатывают представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, философской антропологии. Так, М. Шелер, известный представитель школы философской антропологии, утверждал, что ценность можно постичь лишь через переживания. Такими фактами переживания он счи-жал сострадание, любовь, ненависть. В предложенной им иерархической структуре ценностей главное место занимает Бог, а любовь к Нему является высшей формой любви и фундаментальным феноменологическим актом. Правда, по его мнению, переживания ценностей является космическим актом, а не психоэмоциональным, поскольку их носителем является дух, который противопоставляется жизненной силе и стремится к созерцанию вечных абсолютных ценностей. Для достижения царства вечных цен-ностей человек в себе должен развивать духовное начало. Такой подход получил свое разви-ток там, где ценности понимались как потусторонние духовные феномены, вечные трансцендентные сущности, заложенные Высшей силой как потенциальная способность предметов и явлений довколишньо-го мира.
«В современном понимании ценности, - отмечает Л. ЧУПРИЙ, - это идеи, нормы, процессы, отношения материального и духовного порядка, которые имеют объективную пози-реак значимость и способны удовлетворять определенные потребности людей» [4, с. 35]. Существование ценностей предопределяет именно человеческий способ бытия, уровень выделения индивида из природы. Они но-сят общественный характер, поскольку обусловлены социальным образом жизни человека, существований-нием социальных потребностей. Первые ценностные комплексы сложились в условиях жизни первобытного человека. Так, ритуальные танцы, погребальные обряды, запрет инцеста, гостеприимство, обычаи дарения, магические и религиозные действия непосредственно не имели биологического значения. Но они фор-мувалы образы нужного, еще наглядно существующего соотношения вещей и явлений. Поэтому ценности формировали особый мир бытия - бытия духовного, в котором человек стоял над обыденностью. С дальнейшим развитием общества и его структурирование, углублением духовной жизни человека осложнялось и понимание сути ценностей, выстраивалась их иерархия. Ценностный подход создавал для человека условия для рассмотрения реальности в двух вы-мерах - идеальном и реальном. Осознавая идеальный мир как образцовый по реально-го, человек пыталась преодолеть это противоречие «поднятием», «подтягивание» реального мира до уровня идеального. Итак, ценности в жизни человечества получили статус социально зна-чимих ориентиров для его деятельности. Ценностное сознание человека творит собственный мир, мир ценностных представлений и образов. В ценностной форме личность не объективируется, а субъективирует внешнюю действительность, присваивает ее, наделяет человеческим смыслом, утверждает тождество с со-бою. Поэтому ценностью может быть только то, что осознается человеком, переживается им как ценность. «Ценностям нельзя научить, - отмечает В. Франкл, - их нужно жительство ваты» [5, с. 379].
Деятельность людей, социальных групп всегда обусловлена ??общественно-ми потребностями. Но сами по себе потребности еще недостаточны для превращения намерений в дея-тельность. Отражены субъектом предметы или явления еще должны быть выявлены как необходимо-значимые для индивида, раскрыты функции, служащие удовлетворению потребностей тех или иных соци-альных групп, сообществ, общества в целом. Ценностная оценка тем самым формирует социальную направленность деятельности.
Ценностно-оценочные отношения необходимы для формирования обще-ных и личных мотивов деятельности, составляющих содержание социальных намерений, направленно-сти и активности общественных слоев. Социальный мотив предстает сложным явлением, детерминирует деятельность общин. Такой мотив нельзя сводить только к субъективному ста-ну личности или сообщества. В нем фиксируется определенное общественное отношение субъекта к объекту. Средством ценностно-оценочного отношения субъективный компонент мотива связывается с предметом деятельности.
Как определенная система, ценности имеют свою структурированную иерархия-Чехию. На практике каждому человеку присуще свое понимание такой иерархии ценностей, которые по-становятся связующим элементом индивидуальной и общественной жизни. В этой иерархии высшей возникает ценность, которая определяет смысл жизни личности, поскольку она предопределяет всю мотивацию ее существования. Потребность в смысле жизни - это потребность в интегральном понимании мира, в универсальном пояснительном принципе. Без этого человек не может почувствовать, ус-видомиты собственные ценности, не может заниматься созданием самого себя как личности.
Такая ценность является структурирующим элементом всей системы ценно-стей, «пронизывает» ценности низшего порядка и предоставляет им соответствующего мировоззренческого содержания. Эта система способна, выполняя функцию социализирующим, организующих, интегрирующих, кому-то никативних принципов в жизни общества, обеспечить ценность существования самого общества, высокий уровень самосознания и организованности его членов.
Без сомнения, религия имеет непосредственное отношение к ценностям. Би-льше того, может сама выступать как специфическая ценностная система. «Религия, - отмечал Б. Лобовик, - целостность, для которой характерна динамичная структурированность, бытийность лю-дины в вере, стремление к совпадению аспектов абсолютного и относительного, ентелехийна закономерность ность развития, праксеологическую и знаково-символическая сторона, аксиологическая и функциональная модальности »[6, с. 5].
Удвоение им мира позволяет сформировать новый мир бытия - бытия небесное, потустороннее, которое носит трансцендентный характер. Его элементы являются высшей ценностью для жизни земной. Так, отмечает Г. Кюнг, «религия для жизненной позиции, жизненных установок и образа жизни верующего является трансцендентной аргументированной и имманентно действующей теоретически-практической системе координат. В своем учении, мо-ралли и культуре религия утверждает всеобъемлющую систему ценностей, придает смысл жизни, возникает гарантом высших ценностей и безусловных норм, создает духовную общность и дарит духовную родину, дает обоснование протеста против несправедливых отношений и борьбы с ними »[7, с. 65].
В основе системы религиозных ценностей лежит разделение мира на сакральное (священное) и профанное (мирское). «Понятие священного, - отмечает Е. Фьоренцо, - характеризует предметы и людей, имеющих хоть какое-то отношение к абсо-яростную и вводит его в сферу его проявлений. Оно предполагает близость к Божественному и возможность общения с ним, что позволяет мирской стать священным »[8, с. 32]. Пере-живания человеком сакрального мира предполагает существование другого бытия, бытия, в котором она выходит за пределы обыденности и вступает в целом в мире, который извлечен от жизненных невзгод.
В религиозной системе ценностей можно выделить уровни циннос-тей, которые можно выстроить в иерархическую структуру от наиболее общего к сравнению частичных. Последние служат обеспечению функционирования ценностей более высокого уровня.
Наивысшей ценностью указанной системы, ее системоутворюю чем-нибудь фактором является Бог (христианство, ислам), который выступает как абсолютная ценность. В нем воплощены все высшие ценности, поэтому Он имеет атрибуты всемогущества, всемилости, всезначущости и т.д. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, через реализацию религиозных цен-ностей имеет возможность приближаться к Творцу. Правда, в этом плане в христианстве не поднимается и не рассматривается "проблема места в ценностной иерархии образа Иисуса Хрис-та» [3, с. 23]. Бог в христианстве в аксиологического плане стоит фактически одной высшей ценностью, а двумя. Это объясняется тем, что Он, Иисус Христос, хотя и стоят для христи-семьянина в догматической единства, но при этом имеют различия в ценностном контексте. Ведь Бог как сверхъестественная сущность принципиально отличается от чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Одновременно в образе Иисуса Христа произошла «встреча» личности с Творцом. Христианские теологи подчеркивают человеческую природу Христа рядом со сверхъестественным. Это придает особую ценности личности Иисуса Христа, поскольку человек в Нем может осознавать себя. История изучения жизни Спасителя и его изучение показывает, что «каждый эпо-ха по-своему понимает Иисуса, и ценность его образа претерпевает некоторые изменения в содержательном плане при хранении его определяющего значения в ценностной иерархии христианства» [3, с. 23]. Сегодня в религии, в частности в христианстве, происходит переосмысление места Бога в мире. «Мы молимся, - отмечают богословы, - не Богу и не ради Бога. В наших молитвах Бог уже не является чем-то таким, что отдельно от нас. Его священная присутствие внутри нас, и это присутствие является нашей истиной сущности »[9, с. 2-3].
Таким образом, происходит определенное приближение абсолютного идеала человеку, как в случае с Иисусом Христом. И это понятно, ведь идеал, которого нельзя-достичь, часто перестает выполнять свои функции именно из-за невозможности его реализа-ции.
Более низкого уровня есть ценности, которые возникают для верующего человека как ценности-цели, поскольку определяют то, к чему они должны стремиться. Такие ценности имеют характер конечной цели, поскольку могут быть достигнуты только после физико-ческой смерти верующих, в потустороннем мире. К ним следует отнести бессмертии души человека-, рай, Царство Божие и др.. Достичь их можно только в случае праведной жизни на Земле.
Следующий уровень составляют ценности-средства, которые появляются как ценности, которые необходимо соблюдать в земной жизни. Именно соблюдение их создает возможность перехода к высшим ценностям, правда уже в загробной жизни. Поэтому такими ценностями являются «боговдохновенное книги» (Библия, Коран и др.)., Религии, религиозные ин-ституции и организации, религиозные обряды и ритуалы. Верующие в повседневной жизни со-зан собственные мысли и поступки согласовывать с ними, принимать активное участие в религиозных действах.
Одно из центральных мест в этом контексте занимают священ-ные книги: Библия, Талмуд, Коран, Трипитака, Веды, Авеста и др.. В них заложены основные по-ложения соответствующего религиозного учения, поэтому верующие должны постоянно обращаться к ним как к величайшей ценности. Следовательно, неоднозначность изложенных положений, аллегорий-чнисть изложения предопределяют различную трактовку их, что часто ведет к острым спорам, а то и в организационных расколов. Этим обусловливается определенное отношение к ним со стороны верующих. Так, большинство православных не может похвастаться крепким знанием Библии, чего не скажешь о верующих-протестантов и неопротестантив.
Значительное место среди ценностей такого уровня занимают обряды и ритуалы, которые являются формой религиозно санкционированной символической поведения верующих людей. Они, по сути, лишены утилитарно-прагматической цели. Ритуальные действия ориентированы на религиозные символы, поэтому они совершенно отличны от подобных действий человека в повседневной жизни. Во время ритуальных и обрядовых действ верующий человек "устанавливает связь с трансцендентным».
Для верующих ценность храмов, молитвенных домов заключается в том, что последние рассматриваются (в большинстве конфессий) не просто как место проведения собрания или проведения богослужений, а как место, где находится Бог. Поэтому, например, православные считают храм «домом Божиим».
К ценностям этого уровня можно отнести художественно-эстетический компонент, который присущ большинству конфессий.
95].
58].
6]. 6].
- ЛИТЕРАТУРА
Л.А. Выговский
Хмельницкий институт регионального управления и права, Украина
28.09.2012 23:31
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Роль культурных ценностей в процессе саморазвития студенческой молодежи
Проявления уркаинськои характерологии, ментальности в процессе развития национального самосознания в период позднего средневековья в Украине
И.Я. Франко о диалектическая связь проявления человечности с развитием нации
Система ценностных ориентаций и духовный мир украинской молодежи
Проблема ценностей в европейскрм нигилизме
Духовное сотворчество как система исцеления
Роль христианской системы духовных ценностей в формировании современного гражданского общества в Украине
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...