Взаимоотношения римского клира и французской церкви в эпоху Филиппа Августа
Данная статья посвящена проблемам западноевропейской средневековой истории. В частности, рассмат-ривается вопрос, связанный с развитием взаимоотношений, которые складывались между римским кли-ром и французской церковью во время правления короля Филиппа Августа (1180 – 1223 гг.). В работе прежде всего внимание уделяется процессу последовательного расширения авторитета и утверждения власти римских пап во французских диоцезах, а также способам и поводам, которые использовал Рим с целью подчинения французского духовенства и самого короля.
Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений, ко-торые складывались между римской церковью, претендующей на главенство в католическом мире и опирающейся на непререкаемость ортодоксальной доктрины, и формирующимися национальными церквями. В частности, речь пойдет о способах и методах проникновения римского влияния в среду французского духовенства в период правления одного из самых ярких представителей Капетингской династии, короля Фи-липпа Августа. Что касается разработки проблемы, то, с одной стороны, монографий, в которых она исследуется, достаточно много, в основном это работы зарубежных историков, большей частью французских медиевистов, с другой же стороны, именно такая поста-новка вопроса не являлась темой изученного круга литературы. Актуальность данной работы может быть определена тем интересом, который возродился в наше время к истории христианства и церкви, что обозначило и ее цель – проанализировать состояние французской церкви в эпоху Филиппа Августа. Обраще-ние к ней автора этой статьи объясняется попыткой подготовить необходимый материал для сравнительного исследования французской церкви в эпоху Капетингов и последующую за ней эпоху династии Валуа. Работа выполнена на основе изучения и комплексного аналитического анализа историографической литературы, прежде всего трудов французских историков, пред-ставляющих знаменитую «Школу Анналов». Примером являются книги крупнейших медиевистов Робера Фавтье «Капетинги и Франция», посвященная событиям, иниции-рованным представителями третьей королевской династии Франции, Ашиля Люшера «Французское общество времен Филиппа Августа», представляющая серию закончен-ных очерков о культуре и повседневной жизни Франции конца ХII – начала ХIII вв., Жоржа Дюби «Средние века от Гуго Капета до Жанны д’Арк (987 – 1460)». Анализи-руются также работы русских ученых, в частности монографии Л.П. Карсавина, А.Я. Гуревича, С.Г. Лозинского.
Эпоха короля Филиппа Августа была одной из самых инте-ресных страниц в истории капетингской Франции. Прежде всего потому, что в это вре-мя жили и своими поступками и действиями определяли ход событий личности неординарные как в среде светской, так и в среде церковной. В период правления Фи-липпа Августа (1180 –1223 гг.) на римском престоле сменилось восемь пап, некоторые из них сумели оказать на политику, социальные и духовные дела Франции значитель-ное влияние.
Этот король занимает трон почти одновременно с папой Луцием III, который прославился своей борьбой за чистоту нравов среди духовенства, особенно среди его низших чинов. В 1181 году в одном из первых своих указов он за-претил Руанскому епископу принимать на должность приходских священников тех, ко-го без всякого соответствия чину назначали светские сеньоры. Через некоторое время Парижский епископ, знаменитый Морис де Сюлли, получает от папы подобное указа-ние, требующее отстранять от должности предупрежденных за нарушения, но неиспра-вившихся кюре, невзирая на их апелляции к Риму. В 1183 году Луций III обращает свое внимание и на поведение каноников капитула. В специальной булле он порицает пре-небрежительное отношение каноников к своим обязанностям и принуждает деканов капитулов докладывать в курию о случаях нарушений. Примером может быть перепис-ка папы с деканом капитула в Труа [1, с. 51, 122].
В 1185 году Луция III на папском престоле сменяет Урбан III, который, как и его предшественник, продолжает заниматься вопросами упорядочи-вания жизни в среде низшего духовенства. В этом плане показательны отношения Ур-бана с представителями церкви Магелона. Аббату Фекану он предписывает запретить наследование должности приходского священника. В последующие 1186 и 1187 годы Урбан III продолжает активно вмешиваться во внутренние дела магелонского капитула, непосредственно занимаясь выборами ризничего и заставляя прево капитула сурово наказывать каноников, не выполняющих свои обязанности [1, с. 103].
Следующий папа Климент III также не отстранялся от ре-шения мелких локальных конфликтов, возникающих между французскими клириками. Известно, что этот епископ оказался в центре спора, разгоревшегося в монастырском ордене Гранмон [2, с. 136]. Монахи выступили против послушников ордена, которые по уставу управляя монастырским хозяйством, допускали многочисленные нарушения своих обязанностей, что значительно сказывалось на жизни монастыря. Но в данном случае тяжба так ни к чему и не привела, по-видимому, послушники оказались доста-точно щедрыми в отношении папы. У этих пап действительно был повод к такому, ка-залось бы, мелочному вмешательству.
Среди документов, отражающих развитие взаимоотношений между французской церковью и римским престолом, находятся и свидетельства все бо-лее углубляющегося проникновения папского влияния в среду духовенства более вы-сокого ранга. Целестин III, занявший престол в 1191 году, большое внимание уделял реформе в крупном марсельском монастыре Сен-Виктор [3, с. 92]. Его намерения вы-глядели вполне аргументированно: восстановление дисциплины в монашеской среде, в частности, связанное с ограничением свободного передвижения монахов вне стен мо-настыря, а также помощь в ликвидации финансового кризиса, который в это время (1195 г.) переживала обитель. С неменьшим желанием Целестин III лично занимался вопросом разделения доходов между епископом и соборным капитулом Байоны. Одна-ко папой, размах деятельности которого с целью укрепления власти римского престола, ее распространения в католической Европе, в том числе и во Франции, удивляет и вос-хищает, без сомнения, был Иннокентий III. Получив епископский посох в 1198 году, он начал с того, что официально упрекнул Филиппа Августа за голод, который переживала Франция в это время. Причину бедствия папа видел в разводе короля со своей женой Ингебургой Датской [2, с. 141]. Поставив на место французского монарха, Иннокентий III занялся, казалось бы, совершенно мелкими проблемами, увлекавшими местное ду-ховенство. Его указ от 16 мая 1198 года утверждает официально разделение двух кро-шечных приходов Рибмона и Вилле в округе Сен-Кантен. Это спорное дело он будет держать под своим личным контролем еще 6 лет. В 1204 году его очередной указ решит вопрос обеспечения священника Вилле. В это же время он выступает судьей в кон-фликте, возникшем между епископом Лизье Гийомом и Руанским архиепископом Го-тье де Кутансом, а также не забывает издать отдельную буллу об отпущении грехов всем жертвователям на строительство собора в Эвре. Список дел, которыми Иннокен-тий III занимался во владениях французского короля и церкви в 1204 году, дополняется выговорами архиепископу Бордо Илие I за содержание наемников, постоянно грабив-ших южные провинции, и архиепископу Нарбонны Беренгарию II за пренебрежение своими прямыми обязанностями. По этому же поводу папа ведет затяжное судебное разбирательство с Тульским епископом Матье Лотарингским (с 1202 по 1210 годы), а также лишает должностей аббатов монастырей Святого Михаила в Кюксе и Кутюра в Ле Мане (1205 г.). Стремясь упрочить собственную власть в капетингском государстве и его церкви, Иннокентий III в 1206 году жалует специальную буллу ланским канони-кам, в которой запрещалось вмешательство в дела монастырей и капитулов города со стороны короля и епископа.
Более того, папа становится организатором внутрифранцуз-ского крестового похода в Лангедоке, поводом к которому послужил отказ тулузского графа и лангедокской знати вернуть церкви захваченные у нее земли. Эта южная про-винция Франции к тому же была центром распространения альбигойской ереси. В этом же 1206 году папские отряды разграбили Лангедок, сожгли тысячи людей, заподозрен-ных в ереси, и в довершение всего наложили ежегодную дань в пользу римского пре-стола, а также затребовали единовременный взнос суммой в 1000 марок [4, с. 127]. Для оправдания своих действий Иннокентий III созвал IV Латеранский собор, знаменитый осуждением альбигойской ереси и рождением идеи создания папского суда – инквизи-ции. Крестовый поход для пап, естественно, был крайней мерой решения церковных проблем, но как мы видим, они ею не пренебрегали.
О сильнейшем влиянии, которое испытывала Франция со стороны римского клира в период понтификата Иннокентия III, свидетельствует целый ряд документов. В частности, уже в 1205 году сам король Филипп Август, заручившись поддержкой французской знати, выразил официальный протест Святому престолу по поводу вымогательства и злоупотребления властью его легатами [3, с. 95]. Но, по-видимому, это нисколько не смутило Рим. В хронике Бернара Итье, монаха аббатства Св. Марциала в Лиможе, мы находим рассказ о поборах кардинала Галона, которые он учинил в монастыре [1, с. 182]. Официальный протест Риму отправляет и генеральный капитул Сито по случаю вымогательства кардиналом Григорием у аббатов этого ордена ранее никогда не востребованных налогов.
В очередной раз интересы и решения Филиппа Августа и римского папы открыто столкнулись в 1212 году. Французский король сделал благо-родную попытку остановить детский крестовый поход, но не нашел поддержки у Ин-нокентия III, по сути, его благословившего. Более того, папа счёл возможным и необходимым упрекнуть всех остальных, кто не поддержал детский порыв и стремился его сдержать.
Эпоху Филиппа Августа завершает понтификат Гонория III. В год своего вступления на престол он утверждает папским указом создание домини-канского ордена (1216 г.), который сразу же попадает под особое покровительство Рима [5, с. 133]. На территории французского королевства основатель ордена, испанский мо-нах Доминик, основывает два крупных монастырских центра в Тулузе и Труле, около Каркассона, для борьбы с альбигойской ересью. Кроме того, монахи-доминиканцы приобретают привилегию принимать исповедь и вне пределов собственного диоцеза. А булла Гонория III «Suрег sресu1am» 1219 г. положит начало приоритетного положения доминиканцев в образовательной сфере, в частности в крупнейшем теологическом цен-тре, Парижском университете.
Таким образом, как мы видим, в исследуемую нами эпоху папство активно и постоянно вмешивается в жизнедеятельность французского церков-ного организма, уделяя внимание даже самым незначительным проблемам. Навязывая со своей стороны епископам дополнительные обязанности, решая за них финансовые проблемы, увеличивая количество римских налогов в местных диоцезах, подчиняя мо-настыри собственной юрисдикции, контролируя проведение реформ в церковной среде, повсеместно распространяя практику прямой апелляции Риму, Святой престол стре-мился ослабить власть французского духовенства и короля, с тем, чтобы максимально укрепить собственные позиции в католическом мире. В этом однозначно нужно усмат-ривать следование доктрине Св. Августина, в рамках которой римской первопрестоль-ной церкви принадлежала главенствующая роль.
Что касается практического использования представленного в дан-ной работе материала, то прежде всего рекомендуется его привлекать для обсуждения студен-тами исторического факультета на семинарах и лекциях, посвященных проблемам западноевропейской средневековой истории, в частности истории католической церкви. Кроме того, он мог быть полезен всем тем, кто интересуется медиевистикой.
- ЛИТЕРАТУРА
- Люшер Ашиль. Французское общество времён Филиппа Августа. – СПб.: Евразия, 1999.
- Дюби Жорж. Средние века от Гуго Капета до Жанны д’Арк (987 – 1460 гг.). – М.: Изд-во меж-дународных отношений, 2000.
- Фавтье Робер. Капетинги и Франция. – СПб.: Евразия, 2001.
- Лозинский С.Г. История папства. – М.: Политиздат, 1986.
- Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992.
Дана стаття присвячена проблемам західноєвропейської середньовічної історії. Зокрема, розглядається питання, пов’язане з розвитком взаємовідносин, які складалися між римським кліром та французькою церквою за часів правління короля Філіппа Августа (1180 – 1223 рр.). У роботі увага приділяється, перш за все, процесу поступового розширення авторитету та ствердження влади римських пап у французьких діоцезах, засобам та приводам, які використовував Рим з метою підкорення французького духівництва та самого короля.
The article is focused on the problems of medievalism in Western Europe. It is particularly, concerned with the relations between Roman and French church under Philip Augustus (1180-1223). The article deals with the growing authority and influence of the Pope in the dioceses and also features the ways and methods used by Roman Church to subdue the French clergy, and the king himself.
Е.В. Булдакова
Донбасская государственная машиностроительная академия, Украина
11.09.2012 13:26
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Взгляды В. Липинского на роль религии и церкви в национальном государственном
Генезис взглядов современных теологiв православной церкви на науковы открытия прошлого
"Свобода от совести" и духовность в эпоху постмодерна
Интенция на личностное начало в теоретическом наследии и духовной практике богословов восточной церкви
Развитие украинской греко-католической церкви в Украине (2001 - 2002 гг)
Опыт реформирования православной церкви в Украине в 1917 - 1921 гг: к ??перспективам ее консолидации на современном этапе
Новитея отечественная литература об истории и современном состоянии религии и церкви в Донбассе
Роль православной церкви в национально-освободительном движении греческого народа против османского владычества
Влияние церкви на процессы национальной интеграции в период развития гражданского общества в Украине
Отражение проблем современного общества в социальной концепции Украинской Православной Церкви
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...