Общественно-политическая активность западноукраинской интеллигенции в Российской империи в годы первой мировой войны
В этой статье автор анализирует и обобщает общественно-политическую активность западноукраинской интеллигенции в Российской империи в годы Первой мировой войны. Автор отмечает, что влияние событий Первой мировой войны в Украине и развертывание общественно-политических процессов в украинской землях проблемами, которые еще не были предметом специального дослидженння, и потому освещение проблемы влияния Первой мировой войны на изменения в положении украинской интеллигенции, заполнение существующих фактологических пробелов и беспристрастный анализ широкого спектра проблем предоставят возможность выяснить особенности общественно-политической активности западноукраинской интеллигенции.
Первая мировая война имела колоссальное социально-экономическое и эпохальное общеисторического значения. Последствиями войны стали мощные революционные катаклизмы, имевшие своим произведением распад империй Романовых, Гогенцоллернов и турецких султанов; начался необратимый процесс разрушения колониальных империй - Великобритании, Франции, на историческую арену вышли новые государства, среди них и Украинская Народная Республика.
Влияние событий Первой мировой войны в Украине и развертывание общественно-политических процессов в украинских землях является проблемой, которая еще требует детального и обстоятельного исследования. Маловисвитленою полишаеться и проблема влияния Первой мировой войны на изменения в положении украинской интеллигенции.
Некоторым аспектам этой проблематики посвящены труды и исследования таких украинских историков как В. Сарбей, Я. Грицак, А. Рента, В. Литвин, А. Сердюк, А. Степаненко, А. Доник, Н. Загребельная.
Актуальной и науковозначимою полишаеться проблема влияния Первой мировой войны на изменения в положении украинской интеллигенции в военные годы.
В начале XX ст. западные украинской добились значительных успехов в деле национального возрождения, которое началось еще в середине XIX в. Первая мировая война внесла свои коррективы в этот процесс.
Она поставила Украину в эпицентр военно-политических событий. Украинским «карту» в те годы стремились разыграть Германия, Австро-Венгрия, Россия, свои интересы в этом регионе пытались отстоять Великобритания и Франция. Контроль над украинской территорией с ее огромными богатствами имел чрезвычайное значение для разрешения конфликта в Центральной и Восточной Европе.
Так, силами России с 1914 г. до 1917 г. было мобилизовано 4500000 украинский (около 35% всего количества призванных в армию). Эта цифра в четыре раза превышало число солдат и офицеров - белорусов (1,2 млн чел.), В шесть - восемь раз - поляков (600-650 тысяч чел.), В восемь - десять раз - евреев (400 тысяч чел.) ; в десять - двенадцать - грузин и азербайджанцев (по 350 тысяч чел.) [1, с. 40].
Украинской также воевали в австрийской армии в составе 1-го полка сечевых стрельцов (около 2 тысяч чел.) Всего в составе австрийских войск воевало более 250 тысяч человек. [1, с. 40].
Немецкое командование украинских военнопленных сформировало так называемые «Синюю дивизию» и дивизию «сирожупанникив» [1, с. 40].
Поэтому все страны, которые вступили в войну, учитывали важность украинского фактора.
С началом войны украинское национальное движение в Австро-Венгрии оказался в чрезвычайно сложной ситуации. Наряду с ограничениями военного времени, одинаково влияли на все политические силы, его деятели в полной мере ощутили недоверие к себе господствующих кругов империи. Далеко не лучшей стала ситуация, когда Галичину был оккупирован российскими войсками.
С приходом во Львов российских оккупантов в начале октября 1914 г., согласно распоряжению И.А. Бобринского, украинский пришлось пережить волну жандармских преследований, арестов и ссылок. В середине февраля 1915 г. в Львове русский жандармерия бросила за решетку около полусотни украинских деятелей. Наибольшие потери понесли: Украинское педагогическое общество, «Краевой Союз кредитового», «Общество взаимных обеспечений" Днестр "», «Союзный Базар», «Народная торговля», греко-католическая семинария, «Общество взаимных обеспечений" Карпатия "» [2, с . 311-315].
В начале марта 1915 г. в Восточной Галиции прошла очередная волна арестов «мазепинцев» - было заключено около 300 украинский, преимущественно представителей интеллигенции. Среди них адвокаты Даниил Стахура (1860 - 1938), Андрей Чайковский (1857 - 1935), посол в Австрии Государственного совета Тимофей Старух (1860 - 1923), священники Владимир Громницкий, Михаил Цегельский (1848 - 1944), Стефан Юрик (1868 - 1937 ), сотрудники «Днестра» Сидор Британ, Михаил Губчак, Осип Кузьмич и др.. [2, с. 311-315].
Сначала лиц, высылали административно, направляли в Томской губернии (137 человек), с января 1915 г. - до Симбирской (214), с апреля того же года - исключительно в Енисейской губернии (163 человека). Итак, место ссылки «неблагонадежных» из Восточной Галиции медленно дрейфовало на север. К внутренних губерний России попали 54 висланци, в Полтавской - 20 [2, с. 311-315].
Поэтому в административно высланных и беженцев присоединились и галицкие заложники («заложники»), которых массово принимала царская власть на территории Восточной Галиции во время отступления русских с оккупированных территорий Австро-Венгрии 1915
целом 1915 г. территорий Восточной Галиции русские при отступлении вывезли, по одним данным, 554 заложника, по другим - 700 [2, с. 311-315].
Такая репрессивная политика не могла не повлиять на украинское движение и активность украинской интеллигенции.
Отмечая досадное снижение сопротивляемости, активности и организованности украинства в годы Первой мировой войны, М.С. Грушевский время отмечал такой положительной качестве национального движения тех времен, как неустанный поиск им новых форм и сфер деятельности: активное участие в работе Красного Креста, работа в обществе помощи населению Юга России (опека над беженцами) и т.д., что получали «в сей новой сфере не раз такие выдающиеся позиции, которые им не снились перед войной »:« В различных благотворительных организациях, которые стали под опеку «Юга России», патронируемого женщиной в [елико] кн [язя] Николая Николаевича, шла тихая, невидимое маленькая, но ценная работа у опеки вывезенными галичанами, особенно детьми, организацией бурс и школьного обучения для них и своих беженцев - завязками украинской школы, так давно и горячо желанной гражданством. Киевские приюты, которыми занимались женщины с виднийших украинских семей, давали некоторую компенсацию за все скорпионы, принесенные украинству войной »[3, с. 113-114].
Военные действия во время Первой мировой войны значительно активизировали и сделали массовыми контакты восточных и западных украинский. Речь прежде всего о военнопленных воинов-украинский, пленников австрийского и русского войска. Николай Ковалевский отмечал, в частности, что «большое оживление в жизнь тогдашнего Киева внесли галицкие украинской», которые прибывали в город двумя путями - как гражданское население и как военные пленные [4, с. 10].
Несмотря всю свою «непонятность» и «непрактичность», галицкие заложники были реалией жизни подроссийской Украине времен Первой мировой войны. Д. Дорошенко свидетельствовал, что большая часть заложников попала в Киев и здесь осталась. Некоторых вывезли в Орел (д-р С. Британ), трех в Полтаву (директор гимназии И. Прийма, адвокат И. Боцюркив, о. И. Чайковский) и еще несколько человек оказались в Новгороде-Северском. В Киеве, по словам упоминавшегося мемуариста, содержалось более 150 заложников [5, с. 45].
Галицкие заложники и выселенцы, которые попадали в украинских губерний Российской империи, в целом усиливали деятельность местных «мазепинцев», поскольку по мере возможности принимали активное участие в работе украинских культурно-образовательных (и одновременно криптополитичних) институтов. Например, жандармский документ, датированный июнем 1916 г., тщательно фиксирует, что постоянными посетителями «Украинского клуба» в Полтаве есть «галицийские заложники», которые жили в городе. Сравнительно либеральные условия содержания галицких заложников в Киеве сделало возможным создание такой специфической организации как национальный арестных дом. Вскоре, опять же по польским примером, было получено разрешение освобождать заложников и располагать их по частным помещениях при поручительством известных граждан города. Таким образом существенно облегчился режим содержания для более 60 заложников (среди них И. Левинский, К. Паньковский, М. Рудницкий, И. Свенцицкий, С. Федак, о. М. Цегельский и др.). [6, с. 113].
Весть о февральских событиях 1917 г. и свержение царизма, а также образование в Киеве 3 - 4 марта 1917 представительного органа киевских украинских общественных организаций - Украинского Центрального Совета благодаря информационным сообщениям российской прессы распространилась по отдаленным уголкам бывшей империи Романовых. С особым интересом восприняли эту информацию военнопленные австрийского войска - украинская, а также галицкие заложники, рассеянные по тыловых губерниях России.
Итак, свержения царизма в России и создания Украинской Центральной Рады, энтузиазма воспринято абсолютным большинством военнопленных галичан и галицких заложников, направили их мысли от мучительных раздумий о сроке окончания войны и грядущей судьбе собственного народа в конструктивное русло необходимости сбора и учета способных к государственно работы сил на своей национальной территории, чтобы таким образом не только положить конец «привычной схеме» австрийской, польской или даже «русской» истории, но и начать отсчет новейшей украинской истории, восстановив ее преемственность со времен Киевской Руси, Галицко-Волынского государства и казацкой Украины XVII ст. Речь, очевидно, и о решении стратегически важного для Украинской задача объединения в едином, соборном государстве всех этнических украинских территорий. Выразительными представителями таких национальных стремлениями выступали галицкие интеллигенты, которые в результате событий Первой мировой войны оказались на территории Российской империи, в частности, на территории Приднепровской Украины.
Так, в Киеве образовалась довольно многочисленная колония галичан-чиновников. Они скапливались вокруг гуманитарного «Украинского центрального Галицко-Буковинского комитета помощи жертвам войны при украинской Центральной Раде» (такое название получил 7 октября 1917 года «Комитет помощи украинским - выселенцами при украинской Центральной Раде», созданный, в свою очередь, 4 мая того же года ). Его дом уже в июле - августе 1917 г. превратилась в своеобразный клуб галицких украинский. Комитет не ограничивался только гуманитарной деятельностью, хотя сама по себе она была значительной [6, с. 113].
Комитет помощи украинским-выселенцами при УЦР перманентно и мощно лоббировал интересы галицких заложников и выселенцев перед российскими властными структурами. Так, например, 8 октября 1917 Комиссия для рассмотрения и ликвидации дел о заложниках и административно высланных при гражданской канцелярии главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта рассмотрел по представлению Комитета помощи украинским-выселенцами дела 63 украинским - австрийских подданных, позволив им «свободный выбор местожительства к востоку от реки Днепра »[7, с. 322].
«Галицко-Буковинский Комитет» создал собственное бюро по трудоустройству, предоставляя возможность уроженцам западноукраинских земель не только прожить, но и пра-тать при украинских официальных и общественных учреждениях.
течение весны и лета 1917 г. в Киеве образовалась довольно многочисленная колония украинский с Буковины и Галичины, члены которой принимали активное участие в культурно-национальном строительстве. По некоторым подсчетам, в начале 1918 г. в городе насчитывалось только 2652 беженцев из Галиции, не считая других категорий - административно выселенных, заложников, военнопленных. Галицкие украинской занимали должности учителей украинских гимназий, работали инженерами, техниками, кооператорами, газетчиками, укрепляя своими профессиональными знаниями и национальным сознанием не очень многочисленные ряды украинской сознательной интеллигенции [7, с. 322].
Так, галичане и вообще уроженцы западноукраинских земель, которых судьба забросила во время войны в Надднепрянское Украины, не оставались в стороне от важных, общенационального значения событий, которые происходили здесь с весны 1917 г., и принимали активное участие в развитии нового украинского жизни.
- ЛИТЕРАТУРА
- Литвин В. Украина: время войн и революций (1914 - 1920 гг.) - М.: Альтернативы, 2003.
- Мазур А., Патер И. Львов в годы Первой мировой войны. - Львов, 2000.
- Грушевский М. Воспоминания / Пул. С. Белоконя. - Киев, 1989. - Ч. 2.
- Рент А. Мировая война и обострение социального кризиса в Украине //Материалы Междунар. наук. конф. «Первая мировая война и славянские народе» 14 - 15 мая 1998 года. - М., 1998.
- Дорошенко Д. Мои воспоминания о недавнем прошлом (1914 - 1918). - Львов, 1923. - Ч.1: Галицкая разрушение 1914 - 1917 гг
- Рублев А. Михаил Козорис: судьба интеллигента //Украинский Археографический ежегодник. - М., 1993. - Вып. 2.
- Гермайзе А. Материалы к истории украинского движения за мировой войны //Украинский археографических сборник. - М., 1926. - Т.1.
В Этой статье автор анализирует и Обобщает общественно-политическую активность западноукраинской интеллигенции в Российской империи в годы Первой мировой войны. Автор указывает, что влияние событий Первой мировой войны в Украине и развитие общественно-политических процессов в Украинских землях являются проблемами, Которые Еще не ни были предметами специального исследования, и поэтому освещение проблемы влияния Первой мировой войны на изменения в становлении Украинской интеллигенции, заполнение существующих фактологический пробелов и непредубежденный анализ широкого спектра проблем дадут возможность установить особенности общественно-политической активности западноукраинской интеллигенции.
И.А. Коляда
Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, Украина
08.09.2012 05:07
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Православная церковь в общественно-политической ситуации на правобережной Украине в 1760-х гг (взгляды М.А. Максимовича)
Создание полььских воинских формирований в составе русской армии во время первой мировой войны
Украинские рабочие: политическая мифологема и компаративный очерк
Православие в мировой культуре
Роль эниознания в гуманизации науки, воспитания и образования как средства формирования нового общественного сознания
Борьба между католичеством и православеям в области образования в XVI - первой половине XVII в.
Денежная оплата труда научно-педагогической интеллигенции
Советской Украины в 20-х годах хх века
Социокультурные и общественно-политические факторы консолидации православия в Украине
Место арианства в общественно-политической жизни схидной римськои империи в начале IV века
Особенности организационно-правовой деятельности сотрудников государственной автомобильной инспекции Донбасса в первые послевоенные годы
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...