Одиночество как возможность: необходимость духовного опыта человека
Осмысление одиночества относится к «вечным темам» философии. В современной культурной ситуации проблема одиночества приобрела особую остроту по целому ряду причин, основная из которых – это глобальное отчуждение и растущий индивидуализм, являющиеся главной характеристикой существо-вания человека нашего времени. На обыденном уровне воспри-тия одиночество оценивается как негативное, но философское размышление даёт иные уровни рассмотрения этого феномена. Особую значимость представляет попытка осмысления одиночества в перспективе духовного становления человека как необходимый момент, дающий возможность состояться опыту «Себя» и «Других».
Сущностная разъединенность субъективных переживаний, при которой человек неизбежно остается наедине с содержаниями своей психической жизни, враждебность мира к человеку ведут к осознанию собственного тотального одиночества, которое болезненно и внушает страх. Каждый на самом деле понимает, что он одинок, но не все в состоянии справиться со страхом. Большинство бежит от него, защищаясь в бессознательном слиянии, предавая собственную осознанность в devertisments – «явления вроде дружбы, светского салона, интеллектуальных разговоров и т. д., все эти явления являются как бы производными или вторичными, иллюзорными средствами для нас разрешить angoisse» (angoisse (фр. тревога) – в данном контексте М.К. Ма-мардашвили подразумевает страх одиночества [1]).
Различные религиозные традиции подтверждают необ-ходимость одиночества как одного из условий духовного ста-новления человека. Самые крайние проявления – монашество и отшельничество. Но суть отказа от всего мирского не всегда пред-полагает физическую изоляцию, основное – это внутреннее обособление субъекта, при котором совершается свой собственный выбор в пользу становления своей собственной жизни. Но данная трактовка нам хорошо известна из психо-терапевтического дискурса, эзотерических учений «новой волны», современной, часто вульгарной, трактовки религий.
Стремление к свободе и независимости, самолюбование и повышенный интерес к собственной персоне – вот характе-ристики современного «духовного» человека. Существование стабильной идентичности подвергнуто сомнению, внутренний разлад и децентрация субъекта приводят его к тому, что он изо всех сил пытается спасти своё «Я», всё более погружаясь в омут тотального одиночества. Но одиночество пугает также, как и неясная идентичность, и тут на сцену выходят современные devertisments: телевидение, различные шоу, компьютерные игры, наркотики.
Собственное «Я» современного человека интересует его куда больше Других. Но для Нарцисса одиночество никогда не приходит. Одиночество как имманентно присущее, как неизбежная составляющая осознанного существования старательно избегается, чтобы не потревожить самодовольное любование собой. Поскольку одиночество – это зрелость нести в полной мере ответственность за свою жизнь, неминуемо совершая собственный выбор. А Нарцисс – существо не зрелое, неспособное заботится ни о себе, ни о других. Для него Другой – это объект, от которого он отталкивается, чтобы обеспечить стабильность собственной субъективности.
Принимающий собственное одиночество как необходимость и ответственность, как неизбежность, способен услышать голос своего подлинного существования и начать свой путь. Расщеплённый субъект, являющийся пересечением детерминирующих его практик, способен осуществить выбор лишь в случае принятия ответственности на себя, т.е. при отделении субъекта от коллективной бессознательности толпы. Человек одинок, и спасти его может только он сам, принимая ответственность за свою жизнь. Прожить жизнь можно лишь самому, а иначе – это подмена себя кем-то другим.
Достижение осознанности собственного существования, а соответственно, ускользание от детерминирующих практик, возможно только в одиночестве (состоявшийся шизофреник у Делёза, маргинал, художник у Фуко), вследствие выбора собственного пути при наличии устойчивого мотива и принятии осознанного решения. Ассимиляция внешних смыслов и создание собственных обеспечивают сознательность процесса и его исключительность для субъекта. Достигший (возможно, в рамках одной из традиций или самостоятельно) осознания необходимости и избранности своего существования человек одинок, и каждый шаг на пути духовного становления ведет к большей сознательности, отдаляя субъекта от изначальной погруженности в коллективную бессознательность толпы.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что одиночество на пути вознаграждается возможностью растворения его. Когда человек обретает собственное подлинное существование, он получает в награду весь мир. Лишь зрелая личность способна к истинной коммуникации «Я – Ты» (М. Бубер), когда Другой представлен не как средство для удовлетворения потребностей или фрустрирующий опыт (Ж.-П. Сартр: «Каждый – палач другого»). Когда Другой предстаёт вместе с Тобой в истинном диалоге, как прорыв из плена одиночества, действительное со-участие и со-бытие, ведущее к переживанию сопричастности всех ко всем. Опыт этого переживания чрезвычайно глубок; субъективно он может включать в себя как единство с Богом или Высшей реальностью, так и единство со всеми существами, слияние субъекта и объекта, познающего и познаваемого. В общем смысле истинная коммуникация возможна только после конструктивного опыта одиночества как духовного становления.
В заключении можно сделать вывод о том, что тема духовного становления человека всё также нова и актуальна; поскольку это индивидуальный опыт каждого, проживается он только самостоятельно, снимая надоедливый негативный окрас с такого феномена человеческого существования как одиночество.
Лубенец Н.В.
Харьковский национальный университет им. Каразина
30.08.2012 13:45
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Борьба украинской диаспоры Канады за права человека и независимость Украины (конец 60-х - начало 80-х гг хх века)
Проблема самосознания человека в фылософський антропологии Августина
Проблема сущности и существования человека в контексте Эротической доктрины Платона
Христианство как социософська модель и ее функционирование в координатах мира человека в романе Павлв Загребельного "Тысячелетний Николай"
Этические аспекты клонирования человека
Художественное творчество и искусство как средства духовного развития личности
Проблема человека в религиозной наследии Я. Чаадаева
Христианское учение о свободе человека в философии Н.А. Бердяева
Социально-философские проблемы развития человека
Информационные технологии в преподавании курса "Экология человека". Математическое моделирование прогностического развития человека как путь к решению глобальной экологической проблемы - изм
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...