Развитие корпоративных издательств в усср 1920-х гг
В статье проанализировано становление кооперативных издательств и основные направления их работы, по-котле их роль и место в духовной жизни общества.
Изучение исторического опыта формирования и развития коопе-ративных издательств в УССР 20-х годов XX в. имеет научно-теоретическое и практическое значения, способствует поиску оптимальных форм взаимодействия государственных и общественно-политических организаций в области издательского дела. В архивах сохранились документы и материалы, освещающие деятельность кооперативных издательств, хотя в историографии эта проблема не нашла должного отражения. Некоторых аспектов издательской системы в УССР Торка-лись Р. Маш-талир [1], А. Молодчиков [2], Н. Нечаев [3]. Современная украинская историческая наука вспоминает о развитии кооперативных издательств косвенно. О них говорится в мо-ские трудах П. Голубенко [4], Г. Касьянова [5], В. Даниленко и Г. Касьянова [6], но в контексте усиления влияния советской цензуры в издательской отрасли 20-х гг Учитывая актуальность и отсутствие комплексных исторических исследований по данной проблеме, автор стремился проанализировать становление кооператив-ных издательств и основные направления их работы, показать их роль и место в духовно-м жизни общества.
Кооперативные издательства стали возникать сразу после про-голошення нэпа 1921 Возрождение организационной системы кооперации в УССР спон-кало некоторых издателей к применению подобного типа обществ и объединений в сфере издательско-полиграфической отрасли. Например, создание кооперативного издательства «Пролетарий», которое начало свою деятельность 1 октябре 1922 г., было инициировано Харьковским губкома КП (б) [7], а основным его пайщиком был ВУЦИК, т.е. его становление происходило под наблюдением партийно-государственных структур. 15 октября 1923 Главный кооперативный комитет при СНК УССР зарегистрировал его устав. Подобная си-туация произошла с кооперативным издательством «Молодой рабочий», что также не могло сначала зарегистрироваться как кооперативная организация, но по указанию секретаря ЦК КП (б) У Д. Лебедя, который заверил Головкооперком в необходимости подобного рода ор-ганизаций, издательство было внесен в государственный реестр кооперативных учреждений [8].
Среди кооперативных издательств, которые возникли в начале 20-х гг, общих принципов кооперации придерживалась «Книгоспилка». История этого издательства довольно интересная. Появилось оно в сентябре 1920 г. на основании Постановления Кооперативного комитета Украины «Об объединении кооперативно-издательского дела в республике», но как издательская секция при Вукоопспилци. Она стала Всеукраинским кооперативным объединением, а в октябре 1920 г. советское правительство прекратило деятельность всех кооперативных союзов, в том числе и «Книгоспилка». Ее возрождение приходится на 23 ноября 1922 г., когда составители «Книгоспилка» выступили: Всеукраинская мижкооперативна совет «Вукорада», Всеукраинская кооперативная союз «Вукоопсоюза», Всеукраинская сельскохозяйственная союз «Сельский хозяин», Всеукраинская кустарно-промышленный союз «Укркустпромспилка» и другие - «Уцерабкоп», «Украинбанк», «Коопстрах» [9]. Члены правления этого издательства прислали письмо Головкооперкому с просьбой утвердить устав издательства и внести его в реестр кооперативных организаций. А уже 30 ноября 1922 г. «Книгоспилка» возникла как кооперативная организация [10].
Основной проблемой для кооперативных издательств было получение лицензии. Право на их получение имели только почтенные кооперативные издательства, или организации, которые придерживались всех правил кооперативной формы ведения хозяйства. Такое право имели «Вукорада», позже кооперативное издательство «Книгоспилка», «кустарь-союз». От этого юридического документа зависело будущее издательства, ведь лицензия давала разрешение на регистрацию устава и самого издательства как кооперативной организации. Так, кооперативное издательское общество «Унзер Бух» фактически начало свою деятельность 27 декабря 1922 г., а 2 января 1923 оно направило в регистрационной комиссии Головкооперкому заявление с просьбой внести издательское общество в реестр кооперативных обществ и выдать соответствующее удостоверение. 6 февраля в Головкооперкому поступило письмо от «Вукорады», в котором говорилось: «Издательское общество" Унзер Бух "по своей сути не является кооперативной организацией, так как его целью не было непосредственное обслуживание своих членов», и к этому было добавлено, что « Издательство общества не могут быть признаны как кооперативные организации по решению Головкооперкому от 25 ноября 1922 года, поэтому устав издательства не подлежит регистрации в общекооперативное порядка и должен быть предоставлен до утверждения Центральным управлением по делам печати при Главполитпросвета Наркомпроса »[11]. Поэтому издательство «Унзер Бух» могло существовать лишь как государственное или изменить устав согласно требованиям кооперации.
28 августа 1925 в Харьковский Губкооперкому поступило письмо от членов правления Харьковского союза кустарей промышленников «кустарь-союз», в котором протестовали против регистрации кооперативного издательства «Благо», отмечая, что устав издательства не соответствует стандарту, ведь главной целью его является не издательская дело, а обычная торговля. Уполномоченный представитель издательства «Благо» А.П. Сафронов обратился к Головкооперкому пояснительной записке, в которой отмечал: «Кооперативное издательское товарищество« Благо »есть не что иное, как первичный кооператив с ярко выраженными его признаками. Согласно поставленных целей и задач издательство приближается к потребительской кооперации, если в потребительской кооперации основная задача - потребление, а затем производство, то в книжно-издательской сначала - производство, а затем потребления, но оба вида кооперации служат потребностям человека. Мотивы, которые заставили в организации издательского кооператива, - нехватка необходимой обществу литературы, постоянные призывы прессы к проявлению самодеятельности в построении кооперации снизу »[12]. 9 октября 1925 издательство «Книгоспилка» направило свой отзыв по поводу вновь кооперативного издательского товарищества «Благо», в котором говорилось: «Принимая во внимание: издательство" Благо "согласно своему уставу не ставит перед собой каких-либо конкретных задач, а ограничивается какой-то непонятной целью и не ставит перед собой задачу издавать собственную литературу, что не характерно для издательского общества, а также издательство своей деятельностью не кооперирует ни потребителя, ни авторов и по сути является лишь обществом по сбыту издательской продукции, а потому не отвечает условиям кооперативных организаций. Общество не кооперирует массы, а стремится к коммерческой деятельности. Правление "Книгоспилка" отрицает регистрации кооперативного издательского товарищества "Благо" »[13]. 25 октября Головкооперком принял следующее решение: согласно выводам «Книгоспилка», «кустарь-союза» и постановления Головкооперкому издательство «Благо» не было признано кооперативным и в регистрации ему было отказано.
Подобная ситуация сложилась с кооперативным издательским обществом «Каменщик», которое действовало в Одессе. До регистрации уставного документа издательства «Каменяр» был причастен известный украинский кооператор М.В. Левитский, не оставался в стороне кооперативного движения 20-х годов и всячески старался помогать различным кооперативным предприятиям. Так, 3 апреля 1926 Николай Васильевич написал письмо Головкооперкому с просьбой помочь кооперативно-издательском обществу «Каменщик». 9 апреля Головкооперком сообщил издательство «Каменщик», что дело о рассмотрении регистрации устава и самого издательства будет рассматриваться в ближайшее время после заключения «Книгоспилка» [14]. Но судьба, видимо, отвернулась от издательства «Каменяр»: 13 апреля 1926 поступило сообщение в Головкооперкому от «Книгоспилка», в котором было следующее: «Возвращая устав издательства" Каменщик ", сообщаем, что" Книгоспилка "вообще категорически против регистрации данного издательства как кооперативного, ведь участие физических членов в работе общества ограничивается исключительно выплатой пая, участие юридических членов, включая кооперативы, нецелесообразно и возможно даже вредна, поскольку все области кооперации организационно и экономически обслуживаются "Книгоспилка". Узость объема работы "Каменяра" и ограниченность оборота основного капитала при современной конъюнктуре бумажного рынка могут быть причиной того, что под маркой кооператива могут проводиться торговые операции различными частными лицами, в результате работа издательства ограничивается перепродажей бумажного товара. Параграф восьмой устава противоречит конституции, где указано, что членами общества могут быть граждане, которые не лишены избирательных прав и имеют возраст не менее 18 лет, члены общества, которые не достигли 21 года, не могут быть избранными в совет, правления и ревизионной комиссии " [15].
Могло быть так, что уже зарегистрировано издательство, просуществовав как кооперативное несколько лет, подвергалось острой критике по поводу несоблюдения правил ведения кооперативного способа хозяйствования. Такая ситуация сложилась вокруг кооперативного издательства «Украинский рабочий», которое было соз-рене в результате слияния двух издательств - кооперативного издательства «Рабочий Донбасса» и профсоюзного издательства «Укрпрофвидав». Устав вновь вы-давництва был зарегистрирован в Головкооперкоми СНК УССР 4 июля 1925 [16]. Основателями кооперативного издательства «Украинский рабочий» были: Всеук-раинской совет профсоюзов, Всеукраинский комитет союза горняков СССР, Всеук-раинской кооперативный банк (Украинбанк), Всеукраинское центральное правление рабочих полиграфического производства [17]. 7 июня 1929 в Главное кооперации ного комитета поступило письмо по поводу изменений и дополнений в устав кооперативно-го издательства «Украинский рабочий» от «Книгоспилка». В письме отмечалось, что члены правления «Книгоспилка» считают регистрации издательства «Украинский рабочий" ошибочной, поэтому необходимо вообще снять его из реестра кооперативных организаций. Свое решение аргументировали они тем, что существование издательства «Ук-раинской рабочий» с кооперативной признаком был прав 1925 - 1928 гг, когда в Дон-басе и в других промышленных центрах книготорговую сеть имел только «украинский рабочий, а по состоянию на 1929 год свои позиции в Донбассе издательство утратило. Некоторые рабочие кооперативы, которые проводили книготорговлю, были пайщиками вы-давництва и вели борьбу с ним за местный книжный рынок. Профсоюзные библиотеки, согласно исследованиям членов правления «Книгоспилка», вынуждены были получать литературу исключительно через коллекторы издательства «Украинский рабочий», монополия которого распространялась не только на крупные промышленные центры, но и на малые села. Представители «Книгоспилка» считали, что кооперативное издательство «Украинский рабочий» своими действиями мешал работе рабочей кооперации, поэтому его следует изъять из реестра кооперативных организаций и внести в категории профсоюзных издательских объединений [18].
Интересен тот факт, что серия запретов на создание кооперативных издательств, особенно со стороны «Книгоспилка», приходится на вторую половину 20-х гг, что объясняется нежеланием иметь среди новых кооперативных издательств конкурентов, поэтому она запрещала их регистрации. Несмотря на все неурядицы, которые влияли на процесс становления издательского кооперации, количество кооперативных издательств постоянно росло. 28 июня 1926 на Международном Библиологични съезде в Париже более 90 украинских издательств представили свою продукцию, среди них: 19 из УССР, 30 украинских издательств находились на территории Чехословакии, 10 - в Вене, 34 - на западноукраинских землях. Из всего количества издательств более 50% были кооперативными [19].
Кооперативные издательства имели своих особых потребителей. Так, «Книгоспилка» ориентировала свою работу в село и выдавала необходимую печатную продукцию, кооперативное издательство «Студент революции» - на молодежь, «Пролетарий» - на интеллигенцию, «Украинский рабочий» - на рабочих Донбасса. На протяжении 20-х гг действовали на Украине и чисто литературные издательские кооперативы: «Гарт», который был внесен Головкооперкомом в реестр кооперативных обществ 2 апреля 1923 Его фундато-рами были известные украинские деятели: писатель Хвылевой, автор многих работ на кооперативную тематику А. Целариус, редактор газеты «Известия ВУЦИК» В. Голубой [20]. К подобному типу издательств принадлежали «Союз авторов», «Плужанин». Особенностью издательского кооператива «Наука», которое было основано в феврале 1928 г., было то, что во-но относилось к издательства инвалидов, печатая русском, украинском и других языках плакаты, учебные пособия по медицине, биологии, истории украинской литературы, педагогики и работы по изучению психотехники инвалидов с точки зрения внедрения их труда для общественно полезных процессов [21]. По поводу инвалидной кооперации-рации действовало особое законодательство, которое предоставляло государственные льготы и помощь, предусмотренные постановлением ВУЦК «Об облегчении налогового обложения инвалидной кооперации», а также тезисы ВУКС «О строительстве инвалидной кооперации», которые были вы-данные в августе 1923 г. [22].
Начало активного создания кооперативных издательств в УССР приходится на конец 1922 г. Именно тогда появились «Книгоспилка», «Пролетарий», продолжали действовать «Рух», «Печатник», «Слово». А уже по состоянию на 3 июля 1923 г., согласно данным Центрального управления по делам печати, количество кооперативных изд-водств достигала 9 [23], которая оставалась почти неизменной до конца 20-х гг
Основной функцией кооперативных издательств было печать и сбыт печатной продукции, хотя некоторые распространяли и канцелярские товары. Ряд кооперативных издательств имели четкую специализацию издательского дела. Так, харьковское кооперативное издательство «Студент революции» специализировалось на издательской продукции ориентировалась исключительно на молодежь, а издательство «Украинский рабочий» распространяла преимущественно рабоче-профессиональную литературу. Кооператив «Пролетарий» на начальном этапе своей деятельности в основном специализировался на научно-популярной литературе и был фактически партийным издательством. В августе 1923 г. это издательство начало выдавать литературу для сельского хозяйства, а уже в издательском плане на 1927 - 1928 гг выделяет серию: учебников советского воспитания, тираж которых составил 162 экземпляра и 2345 тыс. отпечатков; художественной литературы, 179 экземпляров с количеством отпечатков 2253 тыс.; детской литературы; марксистско-ленинской, истории КП (б), тиражом 220 экземпляров и количеством отпечатков 440 тыс. Особенно интересной для историка была серия «Историческая книга», которая имела рубрики: «Библиотечка по истории Украины» , где печатались книги: «Крепостное право в Украине», «Гайдамаччина», «Кирилло-Мефодиевске общество», «драгоманивщини», «Книги для чтения по истории России», «История XIX века до эпохи промышленного переворота», «Конец XIX века . - Революция 1905 года »,« Эпоха реакции - керенщины »,« Октябрьская революция и эпоха военного коммунизма »,« Книга для чтения по истории Западной Европы в Новое и Новейшее время ». Всего тираж с исторической литературы в соответствии с планом составил 90 экземпляров и 1027 тыс. отпечатков [24]. Издательство «Книгоспилка» мало издательские серии: «Красное писательство», где печатались произведения известных украинских писателей, среди них Хвылевой, А. Сенченко, П. Панч, А. Копыленко и др.. [25]. Согласно отчету за 1925 - 1926 гг вся литература издательства «Украинский рабочий» распределялась по сериям: профессиональная - было выдано 27 названий, беллетристика - 27, учебники - 11, разная - 33 [26].
Кооперативные издательства издавали и периодические издания. Так, издательство «Рабочий Донбасса» в начале 1925 г. имело в своем активе ежедневную газету «Кочегарка», тираж которой составлял 30000 экземпляров; газету для молодежи «Молодой Шахтер», которая выходила два раза в неделю тиражом в 12000 экземпляров; газету для крестьян «Донецкое село». Кроме газет, кооператив выдавал еще литературно-художественный журнал «Забой», научно-популярный журнал «Знание», журнал для сельского хозяйства «Донецкий пахарь» [27]. Издательство «Пролетарий» также имело периодические издания: рабочую газету «Пролетарий», тиражом 68500 экземпляров в 1928 г.; «Рабочий журнал», тираж которого составил тиража газеты «Пролетарий», который выходил два раза в неделю и служил бесплатным приложением к этой газеты ; журнал «Красный перец», который начал издаваться с января 1927 г. и имел 27 150 экземпляров; журнал «Фото для всех» (2000 экземпляров), ежемесячный детский журнал «Октябрь» (издавался с первого января 1928 года и имел 15 800 экземпляров); журнал «Техника массам» (был организован ВСНХ УССР и начал действовать с апреля 1929 г.) [28]; журналы «Образование на Харьковщине», «Студент революции», «Красная печать», «Известия ЦК КП (б) У», «Комсомолец», «Агитация и пропаганда».
- ЛИТЕРАТУРА
1. 49. 1.
1. 88. 14.
1. 35. 16.
1. 24. 1.
1. 73. 6.
1. 5.
1. 41.
1.
1. 1.
2. 10. 1.
1. 7.
1.
1.
1. 103.
1. 1.
20.
2. 22.
1.
1. 24.
2. 10.
4. 11.
1. 25. 1.
2. 10.
1. 78.
2.
2. 78.
1. 9. 131.
2. 8.
1. 80. 27.
1. 73. 85.
Е.П. Костик
Переяслав-Хмельницкий ГПУ им. Григория Сковороды, Украина
08.09.2012 19:55
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Унификация системы образования в усср в 20 - 30-ИИ гг хх столииття
Социально-экономические особенности осуществления хлебозаготовок в усср (1928 - 1933 гг): историографический анализ
Развитие сельского хозяйства ливобеоежнои Украине конце XIX - начале хх вв.: Историография проблемы
Издание украинской книги в усср 1920х гг и украинизация
Судебные преследования крестьян усср в 1927 - 1929 гг и 1930 - 1932 гг: сравнительный анализ
Функционирование системы социального обеспечения в усср (1921-1929 гг)
И.Я. Франко о диалектическая связь проявления человечности с развитием нации
Развитие украинской греко-католической церкви в Украине (2001 - 2002 гг)
Развитие и формирование личности
Философские взгляды Спенсера на историческое развитие общества
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...