Социально-экономические особенности осуществления хлебозаготовок в усср (1928 - 1933 гг): историографический анализ
В статье исследуется процесс заготовительных кампаний в украинском селе 20-х - первой трети 30-х годов., Их особенности и интерпретации в исторической литературе. Абсолютно новым в историографии освещение «повинностей российских колхозников».
Актуальность научно-исторического исследования социально-экономических последствий государственных заготовительных кампаний в украинском селе конца 20-х - первой трети 30-х годов обусловлена ??прежде теоретически методологическими приоритета-ми современной исторической науки, объектом и предметом изучения которой остаются причины ужасной катастрофы ХХ века - Голодомора 1932 - 1933 годов. Они вообще выяснены историками, хотя существует немало противоречивых оценок массовой коллективизации, политики розкур-кулення и хлебозаготовок, репрессий и депортаций, социально-демографических расходов. Исчисли-нет проблемы рассматриваются в прагматическом дискурсе, потому что идет процесс реабилитации жертв террора и массовых депортаций, следовательно, существует не только научно-познавательный интерес к-слидникив, но и практическая заинтересованность соответствующих государственных служб в получении объективной и исчерпывающей информации.
Историографический анализ, предложенный нами, предполагает выяснение достижений исторической науки в области освещения разных точек зрения и конкретных них результатов научных исследований. Автор отказался от установившегося в историографии ме-Тодуа библиографических аннотаций, есть проблемно-учетного анализа научной литературы, применяя элементы эвристичности. Объектом является сам историографический процесс, но в кон-тексте выявление особых подходов и авторских позиций по осуществлению политики заготовок. Предметом исследований является заготовительные кампании в украинском селе, их особенностям и интерпретации в исторической литературе. Безусловно, за такого научного подхода не избежать проблемно-тематического дискурса в оценке событий и фактов, однако объективное толковании проблемы возникает возможным, если использовать их непосредственный анализ, а не комментировать тот или иной материал в монографиях и статьях.
В статье проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежными историографии, есть поиск объективных интерпретаций сложных социально-экономических отношений в украинском селе.
Историческая литература, которая появилась в Украине и за ее пределами на протяжении 90-х гг ХХ - начала XXI вв., отличается новой архивно-источниковой базой, политологическими приоритетами освещения массовых репрессий, биографистики. Историки гораздо больше внимания уделяли выяснению аграрной проблематики и культурных отношений, особенно 1917 - 1920 гг, а также периода духовного возрождения, обусловленного украинизацией. Овладение архивными документами и материалами, их система-тизации и издание тематических сборников стали характерным признаком исторических исследований в 90-х гг Историки будто искали готового ответа на вопросы, которые возникали у них под воздействием литературного публицистики и интересов со стороны широкой общественности, поэтому по-бледный появляться глубокие документальные издания о коллективизации и голоде, о розкур-кулення и социальные отношения в сельских районах [1-6]. Политический аспект вначале преобладал в подобных публикациях, потому что сама проблема коллективизации и голода оказа-лась слишком политизированной. В историографии стали появляться пробелы, поскольку фундаментальных научно-исторических исследований о коллективизации и раскулачивания историки не смогли выполнить, ограничившись отдельными разделами в монографиях и документальными исследованиями [7-12]. За 15 лет кардинальной перестройки теоретико-методологических и фактологических основ исторической науки бывшего СССР появилось очень мало историографических работ [13-16], а относительно социально-экономического развития украинского села 20 - 30-х годов - никакой. Написание историографических исследований требует кропотливой и тщательной аналитической работы, знание не только особенностей историографического процесса, но и конкретных исторических проблем.
хлебозаготовительной политики советского государства, судя по литера-туры о голоде в Украине 1932 - 1933 гг [17], историки считают основной причиной укра-инской трагедии. В 1992 г. была защищена одна из первых диссертаций по этой проблематике, автор которой выделяет методы регулирования хлебного рынка, административную систему управления сельским хозяйством, отношение крестьян к хлебозаготовкам, освещает «хлебный кризис 1927/28 г. и государственные меры его преодоления», показывает «военно-коммунистический характер хлебозаготовительной политики 1928/29 г. и ее последствия» [18]. Работа П.В. Слотюк является фактологи-лением исследованием, автор показывает обстоятельства совершения хлебозаготовок в Украине по-военно-коммунистическом, т.е. по разверстке. О втором введение продразверстки в украинском селе во время хлебозаготовок историки писали в 1991 г. [19], обращая внимание на их разрушительные социально-экономические последствия. Хлебозаготовки зимы 1928 г. происходили по норма-льного валового сбора предыдущего года, о чем забывают упоминать исследователи, а ис-пользования «чрезвычайных мер», т.е. репрессий, фактически приобрело признаки локальных конфликтов, названных итальянским историком А. Грациози «большой крестьянской войной» [20]. В диссертации В.И. Сарычева также появляются сюжеты о «военно-коммунистические хлибозаго-тивли», о «хлебозаготовительную кризис 1927/28 г.», о сворачивании частной торговли и контракту ции [21], следовательно, наблюдается однотипная оценка осуществления хлебозаготовок. Аналогичные толкования коллективизации и хлебозаготовок встречаются в диссертационной работе Л.С. Скотников [22]. О свертывания нэпа и введения «чрезвычайных мер» во время хлебозаготовок писали российские исследователи [23], которые применяли понятия и формулировки 20-х гг В официальных документах конца 20-х - первой трети 30-х гг термин «разверстка» был общеупотребительным [2, с. 81], следовательно ни «чрезвычайные меры», ни «военно-коммунистические хлебозаготовок», хотя в конце 20-х гг они отличались от периода военного коммунизма, ни констатация факта о функциями онування разверстки не являются инновационными. Объемы хлебозаготовок, методы их осуществления, се-лянський сопротивление и репрессивные акции правительства достаточно исчерпывающе освещены в разделах коллективной монографии о причине голодомора 1932 - 1933 гг [24, с. 278-295]. Оригинальным следует вы-знать рассмотрение особенностей так называемого кризиса хлебозаготовок путем выяснения социально-экономических истоков зерновой проблемы в Украине [24, с. 265-278].
Зарубежная историография, начиная от Р. Конквеста, в последние годы также оперирует данными об объемах хлебозаготовок. В частности, Р. Конквест называет основная причина возникновения зерновой проблемы ликвидации помещичьих хозяйств, ограничение «кулацких», разрушение рыночного механизма. Он отмечает, что дефицит зерна в январе 1928 года составил каких-то 2160000 тонн [25, с. 100], поэтому о «кризисе» говорить бесполезно. В 1932 году, отмечает этот известный исследователь, на заготовительные пункты были доставлю-но 4,7 млн ??тонн зерна, то есть 71,8% плана [25, c. 270]. Исследователи Р. Дэвис и С.Уиткрофт, которые опубликовали обстоятельную монографию в 2004 году о голоде в СССР [26], ссылаясь на российские архивные источники, сопоставляют валовой сбор зерновых с объемом плана хлибозаготи-вель и его реальным исполнением, но в них фигурирует цифра от 2,7 до 4,1 млн тонн [26, г. 260-261].
В личном фонде председателя Совнаркома УССР В.Я. Чубаря, хранящейся в фондах ЦДАВО Украины, есть данные о валовой сбор зерновых культур в крестьянских кому и колхозно-совхозного сектора в абсолютных числах, о которых вспоминают заруб-жни исследователи, поэтому их подсчеты неполные. Они опубликованы в современных коллективных монографиях, но переведенные в тонны. Судя по ним, сбор зерновых в единоличном секторе за 1929 - 1933 годы уменьшился в 5,5 раза, а также его доля в заготовке - с 4,4 млн тонн в 1929 году до 0,9 млн тонн в 1933 году [24, с . 449]. Произошла трансформация основных производителей зерновой продукции, в результате которой колхозы не продвинулись дальше объема валового сбора. Ста-лося механическое замещение, коллективизация ликвидировала не только колоссального производителя, но и самобытный уклад жизни в украинском селе. Валовой сбор крестьянского сектора в 1929 году составил 16,5 млн тонн, а колхозного в 1933 году - 16,9 млн тонн [24, с. 450], то есть цена «великого перелома» оказалась тяжелой - смерть миллионов, а результат - малоэффективно.
Историки, выясняя причины голода, весь груз переносят на репрессии и нереальные планы хлебозаготовок, но не упоминают странные зависимости резкого ко-ливання валового сбора зерновых, которое приходится на годы сплошной коллективизации.
Абсолютно новым в историографии освещение «повинностей российских колхозников», проблемы, впервые предложили М.О. Безнин и Т.М. Димоне в 2002 году [27]. Они указывают на основные виды повинностей (денежную, карательную, отработайте-тков), которые функционировали в России, но не только там, но и в украинском селе. В связи с этим, учитывая принудительный характер выполнения хлебозаготовок, можно классифицировать одну из колхозных повинностей крестьян-единоличников, колхозников, колхозов и совхозов.
Таким образом, осуществив выборочный анализ историографии социал-льно-экономических преобразований и проследив особенности хлебозаготовок в УССР 1928 - 1933 годов, автор приходит к выводу о двух ключевых моментах их исследования: освещения-ния в контексте причин голода и массового террора, а с другой - с точки зрения крестьянских-ких повинностей, которые выводят историческую науку на новую плоскость теоретического постижения проблемы социально-экономических отношений.
- ЛИТЕРАТУРА
- Голод 1932 - 1933 годов на Украине: глазами историков, языком документов / Кер. кол. упо-ряд. Р.Я. Пирог. - М.: Политиздат Украины, 1990. - 605 с.
- Коллективизация и голод на Украине, 1929 - 1933 / НАН Украины. Институт истории Украины / Ред. Г.М. Михайличенко, Е.П. Шаталина / Отв. ред. С.В. Кульчицкий. - К.: Наук. мысль, 1992. - 736 с.
- Спецпереселенцы - жертвы «сплошной» коллективизации. Из документов «особой пап-ки» Политбюро ЦК ВКП (б) 1930 - 1932 гг. //Исторический архив. - 1994. - № 4. - С. 145-180.
- Ссылка крестьян на Урал в 1930-е годы. Документы из архивов //Отечественная исто-рия. - 1995. - № 1. - С. 160-171.
- Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 - 1939: Документы и материалы: В 5 т. / Под. ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. - М., 2001. - Т. 3: Конец 1920 - 1933. - 1008 с.
- Командиры большого голода: поездки В. Молотова и Л. Кагановича в Украину и на пол-ночной Кавказ. 1932 - 1933 гг / Под ред. Васильева, Ю. Шаповала. - М.: Генезис, 2001. - 399 с.
- Мороз О. Украинское крестьянство первой половины ХХ века: трагедия и героизм / Мороз, С. Злупко. - М.: Универсум, 1997. - 165 с.
- Кульчицкий С.В. Цена «великого перелома». - К.: Украина, 1991. - 430 с.
- Кульчицкий С.В. Сплошная коллективизация украинского села //Голод 1932 - 1933 годов в Украине: причины и последствия. - К.: Наукова думка, 2003. - С. 324-385.
- Данилов В.П. Коллективизация: как это было //Страницы истории советского общества: фак-ты, проблемы, люди / Сост. Г.В. Клокова, А.Г. Колосков, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина. - М., 1989. - С. 246-252.
- Кульчицкий С.В. Украина между двумя войнами (1921 - 1939 гг.) - М.: Альтернатива, 1999. - 334 с.
- Кондрашин В. Голод: 1932 - 1933 годы в советской деревне (на материалах Поволжья, Дона и Кубани). - Самара; Пенза, 2002. - 432 с.
- Коцур В.П. Исторические исследования: предвзятые и объективные оценки (социальные изменения и политические процессы в Украине 1920-х - 30-х гг: историография). - К.: Наукова думка, 1998. - 506 с.
- Головко В. Историография кризиса исторической науки: украинский контекст. - М.: Ин-т истории Украины НАН Украины, 2003. - 228 с.
- Головко В. Исследование голода 1933 г. украинскими историками //Голод 1932 - 1933 годов в Украине: причины и последствия. - М., 2003. - С. 108-133.
- Капустян Г.Т. Две «правды» или украинское село в двадцатые годы двадцатого века. - Кременчуг, 2003. - 324 с.
- Голодомор в Украине 1932 - 1933 гг: Библиогр. указатель / Ред. Л.М. Бурьян, И.Е. Рикун. - Одесса, Львов: Изд-во М.П. Коць, 2001. - 656 с.
- Слотюк П.В. Государственная хлебозаготовительный политика на Украине в 1926 - 1929 годах (историко-экономический аспект): Автореф. дис ... канд. ист. наук. - М., 1992. - 16 с.
- Марочко В.И. Голод на Украине (1931 - 1933 гг): причины и последствия //Проблемы исто-рии Украины: факты, суждения, поиски. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 59-68.
- Грациозы Андреа. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917 - 1933. - М.: РОССПЭН, 2001. - 95 с.
- Сарычев В.И. Крестьянство и Советская власть в 1925 - 1929 годах: проблема взаимоотношений (по материалам Юга Украины): Автореф. дис ... канд. истор. наук. - Днепропетровск, 2000. - 17 с.
- Скотникова Л.С. Аграрные отношения в украинском селе в 20 - 30-х годах ХХ века: Автореф. дис ... канд. истор. наук. - М., 2000. - 19 с.
- История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитрненко и др. - М.: Изд-во АСТ, 2001. - 608 с.
- Голод 1932 - 1933 годов в Украине: причины и последствия. - К.: Наукова думка, 2003.
- Конквест Роберт. Жатва скорби. - М.: Просвещение, 1993.
- Davies R.W., Stephen G. Wheatcroft The YEARS of Hunoer Soviet Agriculture. 1931 - 1933. - New-York: Palgrave Macmillan, 2004. - 555 p.
- Безнин М.А., Димон Т.М. Повинности российских колхозников в 1930 - 1960-е годы //Отечественная история. - 2002. - № 2. - С. 96-111.
В статье исследуется процесс заготовительных кампаний в украинском селе 20-х - первой половине 30-х го-дов XX в., их особенности и интерпретации в исторической литературе. Абсолютно новым в историографии является освещение «повинностей российских колхозников».
The process of collecting crops in Ukrainian country-side in the 20th - the 1st triangle of the 30th years of the 20th century, its features and interpretations in historical literature are researched in the article.
Татьяна Казацкая
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Г.С. Сковороды, Украина
06.10.2012 22:08
Комментарии
Оставить комментарий
Новости по теме
Политика и мораль как основы права (философско-правовой аспект анализа)
Особенности формирования национальной культуры и национального самосознания молодежи
Законы диалектики и социально-педагогические приоритеты
Формирование протестантской антропологии социально-психологический контекст
Унификация системы образования в усср в 20 - 30-ИИ гг хх столииття
Неоперонизм и политические и социально-экономические процессы в Аргентине в начале XXI века
Современные коммуникативные процессы в деятельности налоговых органов: особенности и проблемы
Социально-ориентированный образовательный маркетинг в структуре философско-образовательного знания
Современная социально-философская рефлексия отчуждения. Отчуждение и производственная деятельность
Особенности концептуализации понятия "человечество" в христианстве
Поиск по сайту
Популярные новости
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ответственна за себя и за свои поступки. Эпоха Возрождения значительно актуализировала этот вопрос.
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет. Какой является всемирным объединением взаимосвязанных компьютерных сетей. Или просто Сетью (по аналогии с английским the Net).
Последние статьи
- Суть и место моральной рефлексии в украинской философии эпохи возрождения XVI - начале XVII века.
Мораль еще с античности понималась, как мера того, насколько человек владеет собой, насколько она ...
- Новые религиозные течения в Интернете.
Идет развитие цивилизации и одной из новинок, которые она нам дала есть интернет.
- Храм как священное пространство
Отношение человека к трансцендентальной реальности во все времена выражалось в его желании возвысит...
- Библия о здоровье как жизненная ценность
Статья посвящена важной и малоизученной теме - проблемам здоровья, как жизненной ценности на страни...
- Философско - религиозные взгляды В.И. Вернадского.
Имя Владимира Ивановича Вернадского - одного из самых ученых XX века - уже не одно десятилетие прив...